Ада Йонат четверть века доказывала свою правоту.
Фото Мicheline Pelletier/ Corbis
В этом году Нобелевскую премию по химии поделили между собой индус, американец и израильтянка. Согласно официальному объявлению Нобелевского комитета, Венкатраман Рамакришнан из Лаборатории молекулярной биологии (Кембридж, Великобритания), Томас Стейтс из Йельского университета (США) и Ада Йонат из Вейцмановского института науки (Израиль) получили ее «за исследования структуры и функции рибосомы».
Если ДНК можно назвать генеральным планом, по которому строится и функционирует организм, то рибосома – это тот самый рабочий, который претворяет генеральный план в жизнь, изготовляя по лекалам ДНК соответствующие белки. Однако как все это происходит на молекулярном уровне, было совершенно непонятно.
Лишь в начале этого века ответ нашла Ада Йонат. Она решила сделать то, что до нее считалось невозможным – картировать рибосому, то есть определить положение каждого из ее атомов, с помощью методов рентгеновской кристаллографии. Для этого из рибосом следовало сотворить кристалл, чего у Йонат долго не получалось. Ей понадобилась четверть века, чтобы получить кристалл нужного качества. Ее сообщение об успехе было подобно взрыву. Наконец-то поверив в эффективность рентгеновской кристаллографии, в гонку за картами рибосомы кинулись плеяды исследователей. Самыми яркими последователями Ады Йонат стали Рамакришнан и Стейтс.
Любопытно, что в непременных нобелевских прогнозах, регулярно составляемых различными агентствами, имя Ады Йонат было в первых строчках.
Наверное, ни одна страна в мире не следила за присуждением премий-2009 с таким волнением, как Израиль. Ведь помимо Ады Йонат в прогнозы попал почетный профессор Тель-Авивского университета, специалист по квантовой физике Якир Ааронов. Он не прошел. Зато Ада Йонат стала для Израиля призом со второй попытки.