Мао Цзэдун одновременно является объектом и поклонения, и критики.
Фото Reuters
Недавно в Пекине состоялась полуподпольная презентация скульптурного изображения Мао Цзэдуна. Это не тот основатель КНР, портреты которого можно видеть на площади Тяньаньмэнь и в госучреждениях. Мао стоит на коленях и умоляет простить его. Работа братьев Гао Чжэня и Гао Цяна так и называется: «Вина Мао». У вождя нет головы. Ее художники хранят в потаенном месте на случай, если нагрянет полиция.
Другая экспозиция тех же скульпторов называется «Казнь Христа». На нем Спасителя расстреливает группа солдат в облике Мао.
Хотя картины, книги, фильмы, рассказывающие об ужасах «культурной революции», давно выставляются, продаются и демонстрируются в Поднебесной, власти с опаской относятся к работам, которые напрямую критикуют героев революции и лидеров страны. Братья Гао испытали это на себе. Три года назад выставка их работ «Красный пепел» была фактически поставлена под запрет. Несколько чиновников явились на выставку и потребовали, чтобы авторы убрали ряд экспонатов. В течение нескольких недель у входа в студию стояли два «охранника», которые препятствовали приходу посетителей, сообщает New York Times.
Братья, учтя этот опыт, стали принимать меры предосторожности против повторения подобных неприятностей. В сентябре, перед открытием выставки, о ней не было дано никаких объявлений. Извещения об открытии передавались знакомыми из уст в уста или текстовыми электронными посланиями. Устранение головы со скульптуры стало еще одной «военной хитростью». Если бы пришли надзиратели, они увидели бы лишь тело коленопреклоненного вождя. Доказать, что это именно Мао, было бы трудно. И только в последний момент, когда появилась полная уверенность, что нежеланных гостей не будет, скульпторы водрузили голову на подобающее ей место.
Братья Гао относятся к той категории художников, которые пытаются раздвинуть рамки официально дозволенного искусства в Китае.
Правда, на личный поход скульпторов против «культа личности» повлияло пережитое в годы «культурной революции». Их отца объявили классовым врагом и увели. Через 25 дней семью известили, что он покончил жизнь самоубийством. Мать осталась с шестью детьми на руках. Лишь годы спустя в ответ на их жалобу государство выплатило компенсацию за гибель кормильца, равнявшуюся примерно 290 долл.
Сегодня среди разных поколений и социальных групп нет однозначного отношения к Мао Цзэдуну. Коммунистическая партия сохраняет его в своем пантеоне как одного из «земных богов», сказал в беседе с «НГ» доктор исторических наук Юрий Галенович. Пропаганда не устает повторять его слова, произнесенные 60 лет назад во время церемонии провозглашения КНР, о том, что китайский народ поднялся во весь рост. Место Мао в истории страны закреплено в уставе КПК.
Многие представители старшего поколения, даже те, кто пострадал в «культурную революцию», продолжают почитать Мао. Например, известный поэт, переводчик с русского языка, художник Гао Ман говорил, что Мао в отличие от Сталина не был тираном.
Соратник вождя и инициатор реформ Дэн Сяопин утверждал, что у Мао 70% хорошего, 30% – плохого. Сейчас эти слова не повторяют. Мао, с точки зрения нынешних лидеров, – это прошлое, пусть героическое. Во время торжеств в честь 60-летия КНР его мавзолей вечером был затемнен.
И это не случайно. Среди бедного населения, обделенного во время реформ, начал бродить призрак Мао. Обездоленные отождествляют его правление с отсутствием коррупции, богачей и равенством людей.
Такое возрождение культа вождя КПК не устраивает. Для молодежи она выдвинула новый лозунг: «Чжунхуа ваньсуй!» – «Да здравствует Китай!». Он подразумевает, что Китай, китайская нация для каждого гражданина страны превыше всего. Этот тезис стал, по существу, национальной идеей Китая, заключил эксперт.