Премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао надавил на лидера КНДР Ким Чен Ира.
Фото Reuters
КНДР согласилась обсуждать ядерную проблему Корейского полуострова с участием международных посредников. Встречи могут проходить как в двустороннем, так и многостороннем формате. Ранее Северная Корея заявляла, что не сядет больше за стол шестисторонних переговоров. Смягчить позицию Ким Чен Ира убедил глава китайского правительства Вэнь Цзябао.
Премьер-министр Китая нанес визит в Северную Корею во главе внушительной делегации, в состав которой входит министр иностранных дел Ян Цзечи. Поездка, приуроченная к 60-й годовщине установления дипломатических отношений между двумя странами, была призвана подтвердить решимость Пекина сохранять КНДР в орбите своего влияния и противодействовать попыткам Вашингтона и Сеула добиться смены режима в Пхеньяне. Но не менее важная задача китайской дипломатии состояла в том, чтобы убедить северокорейцев вернуться за стол шестисторонних переговоров по ядерной проблеме с участием США, Китая, России, Японии и Южной Кореи, которые проходили в Пекине.
КНДР ушла с этих переговоров в апреле, после того как ООН осудила ее за запуск ракеты большой дальности. В мае КНДР провела второе подземное испытание ядерного устройства. Она также заявила, что шестисторонние переговоры потеряли смысл.
И вот еще до окончания поездки Вэнь Цзябао официальное Центральное телеграфное агентство Кореи (ЦТАК) сообщило, что Пхеньян готов обсуждать ядерную проблему Корейского полуострова в многостороннем и двустороннем формате. Эта информация была обнародована после беседы китайского премьера с лидером КНДР Ким Чен Иром. Таким образом, китайская сторона в известной мере добилась своего, хотя в сообщении ЦТАК не упоминаются конкретно переговоры в составе «шестерки». Пхеньян стремится к дипломатическому признанию со стороны США и неоднократно посылал им сигналы, что подходящим форумом для обсуждения ядерного вопроса могли бы стать двусторонние северокорейско-американские переговоры.
В беседе с «НГ» ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Константин Асмолов отметил, что Ким Чен Ир действительно желает возобновления переговоров. Ведь иначе США могут в одностороннем порядке или через ООН ужесточить санкции, которые больно бьют по экономике страны. Но переговоры, с точки зрения Пхеньяна, возможны при том условии, что они не будут служить в руках США орудием для предъявления ультиматума КНДР.
По мнению эксперта, ключ к достижению компромисса находится как у Вашингтона, так и у Сеула. До того как в 2007 году на юге Кореи к власти пришел консервативный президент Ли Мен Бак, политика левых президентов Ким Дэ Чжуна и Но Му Хена была направлена на то, чтобы растопить лед подозрительности в отношениях с Севером. Тогда на переговорах США могли рассчитывать лишь на безоговорочную поддержку Японии. Другие участники склонялась к более мягкому подходу.
Но после того как Сеул при консервативном главе государства полностью встал на проамериканскую позицию, у США, как считают в Пхеньяне, появилась возможность навязывать свою волю участникам переговоров. Этим и объясняется негативная оценка переговоров в формате шести в КНДР.
Но Китай – главный торговый партнер Северной Кореи, у него в руках сильные рычаги давления на северокорейцев. Он не позволит, чтобы северокорейскую проблему монопольно решали США. Китай против того, чтобы у Пхеньяна была своя атомная бомба. Ведь вслед за КНДР на путь создания ядерного оружия могут встать Япония, Южная Корея да и Тайвань. Не допустить этого «эффекта домино» – стратегическая цель Китая.
В ходе поездки глава китайского правительства посетил могилы китайских добровольцев, погибших во время войны в Корее в 1950–1953 годах. Напоминание о китайско-корейском боевом братстве явно должно было послужить предупреждением США, чтобы они не предпринимали попыток сменить существующий в КНДР режим. Стороны подписали также несколько документов, направленных на упрочение экономических связей.