Для Ким Чен Ира армия – главная опора.
Фото Reuters
Из КНДР поступили сообщения, что в Конституции страны произведены изменения. Расширены полномочия высшего военного органа – Государственного комитета обороны и его руководителя. Как известно, это главный из постов, которые занимает лидер КНДР Ким Чен Ир. Кроме того, удалены слова «коммунизм», «коммунистическое», остававшиеся в трех из 166 статей Основного закона. По сути дела, речь идет о завершении очередного этапа эволюции официальной государственной идеологии чучхе.
Первоначально подававшаяся как творческое применение марксизма-ленинизма к условиям Кореи, идеология чучхе, выдвинутая Ким Ир Сеном в середине 50-х годов, довольно быстро освободилось от привнесенных в середине прошлого века западных «измов». Вместо этого она постепенно стала вбирать все больше элементов традиционной политической культуры и установок, в основе которых столетиями была и остается корейская интерпретация конфуцианства в сочетании с некоторыми воззрениями вождей крестьянских восстаний ХIХ века, а также национализма. И все подчас в гипертрофированной форме. Объяснение этому явлению следует искать в истории второй половины ХIХ – первой половины ХХ века, когда суверенитет страны и национальное достоинство корейцев особенно зримо страдали от действий «больших стран».
Все упоминания о марксизме-ленинизме и пролетарском интернационализме были удалены из Конституции КНДР еще в апреле 1992 года. То, что это произошло три с небольшим месяца спустя после распада СССР, благодаря которому на карте мира появилась КНДР, конечно же, не случайно. Именно исчезновение СССР подтолкнуло северокорейских лидеров окончательно дистанцироваться от учения, которое утратило в их глазах практическую ценность. Но особенно серьезным изъяном марксизма-ленинизма в Пхеньяне сочли отсутствие в нем теоретического обоснования наследственной передачи верховной власти.
Весь ход этой мутации подтвердил, что то идеологическое течение (марксизм-ленинизм, или коммунизм), которое до сих пор многими обозревателями считается господствующим в КНДР, так и не стало мировоззрением правящей элиты. Оно выступало скорее как форма проявления традиционной политической культуры, форма, приспособленная к конкретной исторической обстановке, в которой тогда оказалась КНДР, которая могла рассчитывать на помощь и поддержку только со стороны СССР и других социалистических стран.
Однако полного разрыва с социалистическими, а по сути, коллективистскими идеями в КНДР отнюдь не произошло, так как последние сильны и в конфуцианстве. Конституция и внутренняя пропаганда остаются переполненными социалистической фразеологией, которая все больше приобретает традиционную, национальную окраску. Расширяется использование конфуцианских понятий (разумеется, без пояснения их происхождения), а некоторые актуальные лозунги сегодняшнего дня власти пытаются вписать в конфуцианские ценности.
Кстати, нынешняя (вторая по счету) Конституция страны, одобренная в 1972 году, после серии редакций и поправок все более напоминает первый Основной закон, принятый при образовании КНДР в сентябре 1948-го. В том документе, составленном, как и все более или менее значимое, что тогда принималось в КНДР, не без помощи советских советников, вы не встретите ни одного слова «социализм» или «коммунизм». Ничего там не сказано и о какой-либо руководящей идеологии, в том числе и о марксизме-ленинизме. В общем, то была Конституция обычного постколониального государства. В ней провозглашались демократические ценности и даже говорилось о поощрении частной хозяйственной инициативы.
Именно таким «нормальным» азиатским государством пытается сейчас стать или по крайней мере предстать перед миром КНДР. Ее руководители, безусловно, хотели бы избавиться от нацепленного на страны еще во времена холодной войны ярлыка «коммунистической диктатуры».
К тому же освобождение от откровенно коммунистической фразеологии, возможно, помогло бы решить еще одну задачу. Как известно, удаление КНДР в 2008 году из американского списка стран – спонсоров международного терроризма не устранило барьеров для получения помощи и развития торгово-экономических связей КНДР с США и остальным миром. Дело в том, что в США есть ряд законов, запрещающих оказание помощи и затрудняющих торговлю с «коммунистическими государствами». Освобождение Конституции от таких клише, возможно, поможет обеим сторонам облегчить задачу нормализации отношений. Так что расставание с «коммунизмом» – комбинация многоходовая.
Что же до изменений, касающихся расширения полномочий Государственного комитета обороны и его главы, то в Основном законе теперь записано то, что до сих пор уже много лет существовало на практике. Так что никаких существенных новшеств в этой части нет.