Гужевой транспорт может вернуться на улицы иранских городов.
Фото Reuters
Россия и Китай не станут возражать, если западные державы вновь призовут к ужесточению санкций в отношении Ирана, считает высокий представитель ЕС по внешней и оборонной политике Хавьер Солана. Между тем стало известно, что китайские компании активно экспортируют в ИРИ бензин, поставки которого как раз намерены ограничить США и их союзники, чтобы заставить Тегеран отказаться от обогащения урана. Кроме того, отдельные западные эксперты оспаривают эффективность предполагаемых санкций ООН в отношении топливно-энергетического сектора Ирана.
«Я ожидаю, что наша базовая политика двух треков (переговоров с Ираном одновременно с подготовкой санкций. – «НГ») будет признана всеми и они будут ее придерживаться. Я убежден, что группа останется единой по данному вопросу», – заверил Солана накануне состоявшейся вчера в Нью-Йорке встречи министров иностранных дел «шестерки» (Россия, Китай, США, Великобритания, Франция и Германия), которые обсудили подготовку к запланированным на 1 октября переговорам с иранскими представителями в Женеве.
Напомним: западные державы подозревают, что Исламская Республика под прикрытием программы развития мирного атома пытается создать собственное ядерное оружие. Главные претензии международного сообщества к Тегерану связаны с интенсивным наращиванием мощностей по производству обогащенного урана, который может быть использован и как топливо для реактора, и – в более высокой концентрации – как начинка для боезаряда. В настоящее время США и их союзники призывают Совбез ООН ввести в дополнение к имеющимся трем пакетам международных санкций эмбарго на поставки в Иран бензина и на экспорт оттуда сырой нефти. При этом они указывают, что недавний ответ Ирана на предложенный ему «шестеркой» пакет экономических и политических стимулов не содержит путей выхода из ядерного тупика.
По замыслу Вашингтона, санкции в отношении топливно-энергетического комплекса станут очень болезненными для Ирана, поскольку из-за нехватки собственных перерабатывающих мощностей он вынужден импортировать до одной трети потребляемого бензина, а доходы от продажи нефти составляют основу госбюджета. Однако ранее принятию подобных санкций противились Россия и Китай, обладающие в СБ ООН правом вето.
Теперь же, как полагают западные наблюдатели, позиция РФ изменилась. По информации Reuters, один из членов российской делегации, прибывшей в Нью-Йорк на открытие очередной сессии Генассамблеи ООН, подтвердил правильность высказываний Соланы. Он также сослался на недавнее заявление президента РФ Дмитрия Медведева, по словам которого «в некоторых ситуациях санкции могут быть решением проблемы». В то же время российский лидер считает, что, прежде чем говорить о применении дополнительных санкций, нужно «выбрать весь свободный ход, весь воздух, который существует».
Впрочем, позиция Китая остается под вопросом. Как пишет британская Financial Times, китайские госкомпании через посредников осуществляют поставки бензина в ИРИ и на их долю уже приходится до одной трети иранского импорта. Специалисты отмечают, что фирмы из КНР заняли ту нишу, которая освободилась после ухода с этого рынка транснациональных нефтяных компаний, таких как английская BP и индийская Reliance. Кроме того, китайские компании Sinopec и CNPC помогут Ирану увеличить добычу на его месторождениях и уже подписали соответствующие контракты на сумму 4 млрд. долларов. Известно также, что недавно крупный контракт на поставку топлива в Иран подписали венесуэльцы.
Между тем некоторые американские эксперты высказывают серьезные сомнения в эффективности бензиновых санкций против Ирана. Так, по мнению профессора Джорджтаунского университета (Вашингтон) Хоссейна Аскари, эмбарго не повредит, а, напротив, поможет нынешнему иранскому режиму, поскольку оно заставит население сократить потребление бензина и даст уважительный повод оправдать отказ от крайне затратного государственного субсидирования цен на это топливо. Кроме того, сейчас большое количество бензина вывозится контрабандой из Ирана для перепродажи за границей, а после введения эмбарго и повышения внутренних цен этот бизнес отомрет сам собой.
Ограничение иранского нефтяного экспорта, в свою очередь, приведет к резкому росту цен на черное золото, что больно ударит по всем странам-импортерам. Аскари утверждает, что Китай, который закупает значительную часть потребляемой нефти на внешнем рынке, обязательно выступит против эмбарго. Аналогичным образом может поступить и Германия.
Вместо этого Аскари предлагает сосредоточиться на финансовых санкциях, которые не требуют одобрения Совета Безопасности, но при этом могут в кратчайшие сроки оказать значительное негативное влияние на экономику Ирана. По его данным, усилия Министерства финансов США привели к тому, что иранские банки оказались фактически отрезаны от мировой финансовой системы, а импортные закупки стали обходиться Ирану на 20% дороже.