Через 10 дней – юбилей КНР.
Фото Reuters
Итоги пленума ЦК КПК стали загадкой для зарубежных китаеведов. Вопреки их ожиданиям Си Цзиньпин, очевидный преемник нынешнего лидера страны, не был избран в Военный совет ЦК. Но это не значит, что он перестал быть престолонаследником. Аналитики полагают, что руководство партии решило сконцентрироваться не на кадровом вопросе, а на борьбе с коррупцией и последствиями финансового кризиса.
Процесс отбора на должность генерального секретаря ЦК, а следовательно, и председателя КНР покрыт завесой секретности. Жители Поднебесной осведомлены о нем не больше, чем россияне о том, как президент и премьер решили поделить власть в 2012 году. Но в Китае, по крайней мере до последнего пленума, действовал прецедент, позволявший отслеживать восхождение будущего руководителя по ступеням партийно-государственной иерархии.
Заместитель председателя КНР Си Цзиньпин (56 лет), как полагали многие наблюдатели, должен был быть избран на пленуме, закончившем работу в конце минувшей недели, вице-председателем Военного совета ЦК КПК. Военный совет ЦК держит под контролем вооруженные силы. Получение этого поста закрепило бы за предполагаемым наследником его статус. Но этой кадровой подвижки пленум не провел.
А между тем существует прецедент того, как 10 лет назад нынешний генеральный секретарь ЦК и председатель КНР Ху Цзиньтао был утвержден в роли наследника тогдашнего руководителя Цзян Цзэминя. Ху был избран вице-председателем Военного совета именно на пленуме ЦК. Три года спустя, в 2002 году, он стал генсеком. Отработав два пятилетних срока, он по традиции должен уступить место преемнику. И вот этот прецедент нарушен. Как это объяснить? – ломают головы китайские и зарубежные аналитики.
Центральный партийный орган – газета «Жэньминь жибао» писала накануне пленума, что после начала реформ (после 1978 года) в КПК выросло новое поколение лидеров. Эпоха, когда все определялось личной властью или обаянием, закончилась.
Си полностью отвечает новым критериям, предполагающим, что руководители должны быть образованными людьми и умелыми администраторами. Си окончил один из самых престижных вузов в Китае – Университет Цинхуа в Пекине. Защитил дипломы по праву и химическому машиностроению. Возглавлял парторганизации провинции Чжэцзян и Шанхая. На пленуме, состоявшемся после съезда партии в 2007 году, он был избран в постоянный комитет политбюро, состоящий из девяти человек, и стал одним из самых молодых его членов.
Си отвечал за проведение Олимпийских игр в 2008 году, а в настоящее время отвечает за подготовку к празднованию 1 октября 60-летия КНР.
По мнению профессора Виктора Ши из Университета Ивнстон (США), Си может быть включен в состав Военного совета позже или на следующем пленуме. А работающий в Пекине аналитик Рассел Моуз считает, что Си Цзиньпин пока что не установил тесных связей с высшими чинами в армии. Впрочем, возможно, пленум решил сконцентрироваться на других проблемах – борьбе с коррупцией и последствиями экономического кризиса.
И действительно, как передало агентство Синьхуа, партийный комитет по проверке дисциплины, заседавший в минувшую субботу, разработал целую серию антикоррупционных мер. Высшие чиновники должны будут отчитываться за то, как они или их жены и дети приобрели недвижимость, доли в компаниях или какие средства перевели родным, проживающим за границей. Согласно данным Министерства торговли, с 1978 по 2003 год чиновники незаконно перевели за рубеж 50 млрд. долл.