Северная Корея, Иран, Китай и Россия наряду с террористическими организациями и оргпреступностью включены в число угроз безопасности США, которые предстоит отслеживать американским разведслужбам в предстоящие четыре года. При этом к их традиционным направлениям работы добавилось и еще одно – противодействие кибератакам. На все это идут рекордные средства – 75 млрд. долл. в год.
Новую американскую разведывательную стратегию представил во вторник директор национальной разведки США адмирал Деннис Блэр, выступивший в режиме телеконференции с американскими СМИ. При этом адмирал впервые назвал число сотрудников всех 16 спецслужб, входящих в состав разведсообщества США, – 200 тыс. человек и сумму всех затрат на разведку, включая военную, – 75 млрд долл.
(Для примерного сравнения отметим, что это сопоставимо с военными бюджетами крупных стран. По данным Стокгольмского института проблем мира и безопасности, военный бюджет Китая оценивается в 84,9 млрд. долл. в год, а российский – в 58,6 млрд. долл.). Приводя цифры, озвученные Блэром, американские СМИ уточнили, что из названной суммы 47 млрд. долл. идут на военные разведслужбы.
По словам Блэра, разведывательная стратегия администрации президента Барака Обамы ориентируется на угрозы в том виде, как они сформировались после 11 сентября 2001 года: террористические группировки, стремящиеся к обладанию ядерным оружием, боевики и повстанцы, использующие «несостоявшиеся» государства, Иран и Северная Корея, осуществляющие ракетно-ядерные программы. К ним добавлены и озабоченности, связанные с экономическим кризисом, потенциальной глобальной пандемией и изменением климата, что может привести к соперничеству между странами за энергетические и водные ресурсы.
В новой стратегии разведки высказывается также озабоченность по поводу «агрессивной погони Китая за природными ресурсами по всему миру и его усилий по модернизации вооруженных сил». Что касается России, то она, с одной стороны, является «партнером в деле обеспечения сохранности ядерных материалов и борьбы с ядерным терроризмом», но с другой – «продолжает изыскивать пути для утверждения мощи и влияния таким образом, что это осложняет интересы США».
Согласно разъяснениям Блэра, в новой стратегии подчеркивается возрастание контрразведывательных усилий, которые должны быть направлены не только против шпионов иностранных государств, но и распространиться на негосударственные формирования, включая экстремистские и преступные группировки.
Вторая возросшая по своей важности задача – обеспечение безопасности компьютерной инфраструктуры США, которая, по словам Блэра, «не отличается ни безопасностью, ни устойчивостью». Он сообщил, что иностранные правительства «крадут, изменяют или уничтожают информацию, подрывая доверие страны к информационным системам». «Китай весьма агрессивен в киберпространстве. А также Россия и другие», – отметил адмирал.
Глава Национальной разведки подчеркнул, что ныне «США находятся в большей безопасности от «Аль-Каиды», чем раньше. Это связано с тем, что спецслужбы страны накопили достаточно информации о деятельности террористической организации и могут более энергично атаковать ее ячейки.
Как заявил Блэр, стратегия разведки не является чисто образовательным документом. На ее основе службы, входящие в разведсообщество, должны разработать свои стратегии, и это даст директору национальной разведки возможность оценивать результаты их деятельности.
Показательно, что оценки, высказанные главным руководителем американских разведслужб в отношении России, в определенной степени смыкаются с подходами ведущих американских кремленологов. В частности, участники дискуссионного клуба «Валдай» на пресс-конференции, устроенной РИА Новости по итогам их встреч с руководством РФ, отмечали существование партнерства между Москвой и Вашингтоном, но в то же время подчеркивали его неполный характер.
По мнению директора Центра исследований Евразии, России и стран СНГ Джорджтаунского университета Анджелы Стент и ее коллеги из Гарвардского университета Тимоти Колтона, российско-американское партнерство ныне носит выборочный характер. Оба эксперта и их коллеги отметили, что между Москвой и Вашингтоном существует взаимопонимание в том, что касается признания важности обеспечения сохранности расщепляющихся веществ и недопущения распространения ядерного оружия, а также необходимости совместной борьбы с терроризмом. По Афганистану, как они считают, прорисовалась близость и общность интересов. В то же время по другим направлениям они все еще не находят общего языка. Последнее прежде всего касается отношения к иранской ядерной программе, где Москва пока не пошла навстречу Вашингтону, хотя американская администрация согласилась на переговоры по теме сокращения стратегических вооружений и отсрочила решение вопроса о размещении третьего позиционного района ПРО.
Вчера появились первые отклики на разведывательную стратегию нынешней администрации США. Как отметил источник в МИД РФ, «странно, что разведка США вышла с оценкой, противоречащей высказываниям Барака Обамы, – президент США заявлял, что оба государства строят между собой отношения стратегического партнерства». Официальный представитель МИД КНР Цзян Юй призвала США перестать видеть угрозу в развитии Китая и отказаться от риторики холодной войны.