На заводах Opel планируется сократить 10 500 рабочих мест.
Фото Reuters
Согласие американской GM продать принадлежащую ей фирму Opel консорциуму в составе канадско-австрийской Magna и российского Сбербанка натолкнулось в Европе на целую серию встречных претензий. Они включают как обвинения в политизации сделки в ущерб ее экономической эффективности, так и требования не закрывать те или иные заводы. Дополнительные претензии могут серьезно отразиться на окончательных условиях сделки.
Стоило попечительскому совету, управляющему фирмой Opel в период решения ее судьбы, объявить о своем согласии с решением GM продать ее альянсу Magna и Сбербанка, как зазвучали громкие голоса протеста против сделки. При этом весьма критично высказались немецкие участники совета.
В интервью, опубликованном вчера в газете Frankfurter Allgemeine Zeitung, Дирк Пфайль, представляющий в совете власти федеральных земель, назвал принятое решение серьезной ошибкой. По его мнению, решение было принято по политическим соображениям и без учета интересов управления фирмой.
Главный конкретный упрек, озвученный Пфайлем, сводится к утверждению, что более 600 млн. евро из помощи властей ФРГ фирме Opel пойдет на цели модернизации российской автомобильной индустрии. Это, как считает Пфайль, приведет к «утечке немецкого ноу-хау в Россию и впоследствии к сокращению рабочих мест в Германии». Пфайль считает маловероятным успех нового концерна Opel и утверждает, что прогнозы развития ситуации на российском рынке чересчур завышены.
О высказываниях Пфaйля стало известно до опубликования интервью, и вопрос о нем был поднят в ходе воскресных теледебатов между канцлером ФРГ Ангелой Меркель и ее главным соперником на предстоящих парламентских выборах вице-канцлером Франком-Вальтером Штайнмайером. Меркель оспорила оценки Пфайля и пояснила, что власти ФРГ не планируют никаких инвестиций в России, а лишь предоставят кредит на реорганизацию производства. В понедельник Меркель заявила: «Мы не спасаем корпорацию, а даем ей шанс выжить в условиях финансового кризиса».
Заявления Пфайля осудил статс-секретарь Министерства финансов федеральной земли Гессен Томас Шеффер, являющийся членом рабочей группы федерального правительства по Opel. «Эти домыслы меня сильно возмущают, – заявил он. – Из гарантий на общую сумму 4,5 миллиарда евро 600 миллионов вовсе не будут отправлены в Россию. Инвестиции в России в размере 570 миллионов евро уравновешиваются 400 миллионами евро прибыли. Что касается остальных 170 миллионов евро, то переговоры об их защите еще не закончены».
Однако вслед за Пфайлем второй представитель властей ФРГ в попечительском совете Манфред Веннемер также высказал сомнения в сделке. Он усомнился в том, что продажа фирмы сделает ее конкурентоспособной, и высказал мнение, что она может обанкротиться через год-два.
Скандален даже сам факт, что оба немецких участника попечительского совета не поддержали решение GM, за которое ратовали федеральное правительство и власти земель. По данным печати ФРГ, один из них голосовал против, а другой воздержался. Обнаруживается, что решение было принято голосами американских представителей, которые дисциплинированно выполнили указание, полученное из Детройта. Попутно выясняется, что одним из важнейших факторов согласия GM уступить Opel консорциуму является готовность покупателей не допустить «утечки» технологий в Россию. «В договорах недвусмысленно и детально подчеркивается, что передача технологий Opel возможна лишь с явно выраженного согласия GM», – сообщил в интервью газете Frankfurter Allgemeine Zeitung упомянутый выше представитель властей земли Гессен Шеффер.
По всем признакам, от консорциума ожидают новых уступок, причем центральным полем для дискуссий на эту тему становятся органы Евросоюза. Со стороны Еврокомиссии, являющейся исполнительным органом ЕС, уже прозвучало предупреждение, что она не допустит протекционизма при осуществлении сделки. «Если что-либо будет сделано вопреки правилам, мы примем меры», – заявил представитель еврокомиссара по конкуренции.
В воскресенье министр иностранных дел Евросоюза Ив Летерм предупредил, что он собирается обсудить сделку с Opel на неформальной встрече с министрами торговли стран – членов ЕС. Он считает, что правительство ФРГ пытается спасти германские заводы Opel за счет предприятий в других странах. В частности, бельгийцы опасаются закрытия завода в Антверпене, несмотря на то что он более рентабелен, чем предприятие в немецком Бохуме, которое, по их данным, определенно пытаются сохранить.
Вместе с тем становится все более очевидным, что без закрытия части заводов и увольнения по крайней мере части персонала не обойтись. В частности, GM, сохраняющая по условиям согласованной сделки 35% акций Opel, известила профсоюз работников фирмы, что будет добиваться договора о его согласии на реорганизации Opel, что в первую очередь предусматривает сокращение штатов. Закрытие грозит названному заводу в Антверпене и предприятию в Лутоне (Великобритания).
В немецких СМИ уже сообщается со ссылкой на представителей Magna, что в целом планируется сократить на заводах Opel 10 500 рабочих мест, в том числе 4,5 тыс. в Германии. В то же время председатель правления Opel Карл-Петер Форстер заявляет, что детали сокращений «еще предстоит проработать». По его словам, в конечном итоге фирма будет иметь в Европе 40–45 тыс. рабочих и выпускать 1,5–1,7 млн. автомашин в год.
По прогнозам экспертов, для заключения необходимых соглашений и подготовки документов потребуется значительное время и сделка будет окончательно завершена не раньше ноября. При этом не исключено, что ее окончательные условия будут заметно отличаться от тех, что предполагались покупателями в самом начале переговоров.