В застрявшем процессе ратификации Лиссабонского договора, нацеленного на реформу ЕС, наметилось некоторое оживление. Во вторник германский Бундестаг принял к этому договору пакет новых сопроводительных законов. Теперь очередь за палатой земель Бундесратом, который рассмотрит их 18 сентября. После чего федеральный президент Хорст Кёлер сможет завершить своей подписью ратификацию Лиссабонского договора Германией.
Сопроводительные законы, одобренные 446 депутатами ХДС/ХСС, СДПГ, СвДП и «зеленых» против 46 голосов Левой партии, практически направлены на ограждение суверенитета ФРГ в рамках Евросоюза. Как известно, завершение ратификации Лиссабонского договора, уже одобренного было Бундестагом, было заблокировано в июне Конституционным судом ФРГ. Он признал ряд положений первоначального сопроводительного закона антиконституционными, поскольку они не обеспечивали достаточных прав национального парламента в случае расширительного толкования Лиссабонского договора и прерогатив Еврокомиссии.
Суд в Карлсруэ определил, что при передаче суверенных прав Евросоюзу и определении процедур принятия решений ЕС немецкие конституционные органы обязаны заботиться о том, чтобы политическая система как ФРГ, так и ЕС соответствовала духу Основного закона. А парламент должен сохранить при этом «задачи и полномочия основополагающей политической значимости».
Новое законодательство, сопровождающее Лиссабонский договор, определяет, что решения о коренных изменениях внутри ЕС, касающиеся, например, расширения компетенций, пересмотра правил голосования или приема новых членов, должны предварительно получать согласие Бундестага, а не федерального правительства. Без парламентского решения ни кабинет, ни немецкие представители в Брюсселе будут неправомочны давать согласие на введение совместной обороны в ЕС. То же самое касается в принципиальных случаях общей внешней политики и политики безопасности, определения долгосрочных финансовых рамок, решений в рамках «усиленного сотрудничества» отдельных членов сообщества. Оговаривается также возможность парламентского обращения в Европейский суд, если возникнет вопрос, не является ли то или иное решение ЕС вторжением в «национальные суверенные права». Все это напоминает немецкий «защитный вал» в ЕС.
Но самому акту Бундестага, приближающему ратификацию Лиссабонского договора, придается и определенное сигнальное значение для других должников этого процесса. Несмотря на парламентское одобрение, ратификационные грамоты до сих пор не подписаны президентами Польши и Чехии. Однако прежде всего окончательное германское «за» призвано повлиять на повторный референдум в Ирландии.
Переголосование в островном государстве намечено на 2 октября. В Брюсселе и других ведущих столицах ЕС ожидают, что ирландцы, которые, отвергнув Лиссабонский договор в июне прошлого года, задвинули реформу ЕС в новый тупик, на сей раз переиграют свое решение. В том числе с учетом того, что Германия, как заявила в Бундестаге бундесканцлерин Ангела Меркель, намерена и впредь быть «мотором Европейского союза».