Премьер Нури аль-Малики (слева) принял Сергея Шматко в Багдаде.
Фото Reuters
Вчера завершился визит в Ирак российской делегации во главе с министром энергетики РФ Сергеем Шматко, который встретился с главой иракского правительства Нури аль-Малики, а также с министрами нефти и электроэнергетики. Наблюдатели полагают, что основной целью поездки российского министра было лоббирование интересов нефтяных компаний из РФ, которые заинтересованы в разработке иракских месторождений.
Россия добивается от правительства Ирака возобновления заключенного в 1996 году, еще в правление Саддама Хусейна, контракта на разработку компанией «ЛУКОЙЛ» крупного нефтяного месторождения «Западная Курна-2», запасы которого оцениваются в 12,9 млрд. баррелей.
Напомним: в 2002 году, за несколько месяцев до американского вторжения, власти Ирака разорвали сделку с «ЛУКОЙЛом». После свержения Саддама Хусейна Москва стала добиваться, чтобы новые власти Ирака возобновили контракт, но Багдад предпочел объявить новый тендер на разработку этого и других месторождений. Этот вопрос, в частности, обсуждался в ходе недавнего визита в Москву премьера аль-Малики, и была достигнута договоренность о создании совместной комиссии для его рассмотрения. Комиссию возглавили с российской стороны Сергей Шматко, с иракской – министр нефти Хусейн аш-Шахристани.
По итогам прошедших в понедельник переговоров премьер аль-Малики заявил, что Ирак имеет «исторические» отношения с Россией и работает над расширением двустороннего сотрудничества, прежде всего в области нефтедобычи и производства электроэнергии, острая нехватка которой ощущается в Ираке. Глава кабинета также пригласил российские компании принять участие в восстановлении разрушенной войнами инфраструктуры.
Однако, несмотря на общий дружеский тон, Багдад, судя по всему, не пересмотрел свою позицию по «Западной Курне-2». «Некоторые российские фирмы уже работали на иракских нефтяных полях и подписали соглашения о разработке этих месторождений. Министр нефти Ирака заявил, что российские фирмы, которые хотят продолжить разработку этих проектов («Западная Курна-2». – «НГ»), должны принять участие во втором раунде тендера», – сообщил Шматко. По его словам, дальнейший диалог будет посвящен условиям, выдвигаемым иракской стороной.
Это означает, что «ЛУКОЙЛу» все-таки придется на общих основаниях участвовать в торгах. Российские нефтяники уже подали совместно с американской ConocoPhillips соответствующую заявку. Второй раунд тендера состоится в декабре текущего года. «ЛУКОЙЛ» также в тандеме с ConocoPhillips участвовал в первом раунде тендера, состоявшемся в июне, и вел борьбу за месторождение «Западная Курна-1». Однако тогда состоялась всего одна сделка – по крупнейшему месторождению «Румейла», а судьба десятка других предложенных нефтяных и газовых месторождений так и не была решена, поскольку инвесторы посчитали условия, предложенные иракской стороной, невыгодными.
В преддверии второго раунда тендера Багдад несколько смягчил требования. В частности, был уменьшен размер «бонусов», которые инвесторам придется выплатить иракскому правительству при заключении сделки. Если изначально иракцы рассчитывали выручить таким образом 2,6 млрд. долл., то теперь сумма сократилась до 1,2 млрд. Вторая уступка Багдада заключается в том, что иракские чиновники не будут участвовать вместе с иностранцами в управлении месторождениями, как предполагалось ранее.
Вместе с тем Ирак не отказывается от своего главного условия – все планируемые контракты будут «сервисными», то есть иностранные компании станут лишь добывать нефть, а распоряжаться ей по-прежнему будут иракцы.
Багдад ставит амбициозную задачу – увеличить за счет привлечения зарубежных инвесторов рост добычи нефти с нынешних 2,5 млн. баррелей в день до 4 млн. И чтобы победить в тендере, иностранные компании должны предлагать наибольшее увеличение добычи, требуя при этом меньшую плату, чем конкуренты.
Пресс-секретарь «ЛУКОЙЛа» Дмитрий Долгов подтвердил «НГ», что в составе делегации, посетившей Ирак, был генеральный директор компании «ЛУКОЙЛ-Оверсиз» Андрей Кузяев, которая занимается проектами за пределами РФ, в том числе курирует контракт по «Западной Курне-2». «Подписания каких-либо документов в ходе этой поездки не планировалось ни по «Курне-2», ни по другим вопросам», – заявил представитель пресс-службы.
По словам Долгова, компания надеется принять участие во втором этапе тендера, и в первую очередь ее интересует «Западная Курна-2»: «Ирак собирается проводить новый тендер. Об автоматическом продлении, реанимации прежнего контракта речи не идет. Мы с этим согласны. Тогда были другие условия, другая цена на нефть. Конечно же, нужно актуализировать условия контракта».
Представитель «ЛУКОЙЛа» подчеркнул, что компания готова к реализации этого контракта на 100%. «Мы готовы задействовать там 15 тысяч человек. В основном это будет местная рабочая сила, а из России мы привезем квалифицированных специалистов и руководителей. Если бы мы получили права сегодня, то работы там начались бы уже через два месяца. Вся документация готова, а оборудование завезти недолго. Мы понимаем, что ситуация непростая и очень много денег придется затратить на обеспечение безопасности, но игра стоит свеч», – подытожил собеседник «НГ».