Заводы Opel ждут решения своей судьбы.
Фото Reuters
Правительство ФРГ не поддержало улучшенную заявку бельгийской компании RHJ на покупку автозаводов Opel и по-прежнему отдает предпочтение сделке с Magna. Одновременно оно напомнило американскому владельцу автозаводов корпорации Generаl Motors (GM), что ей придется возвратить кредит, выделенный на поддержание работы заводов, если она захочет оставить автозаводы себе. Берлин требует решить вопрос с Opel до конца сентября.
Федеральные власти Германии таким образом прореагировали на новую заявку от одной из фирм, претендующих на покупку Opel, – бельгийской финансовой группы RHJ. Она сообщила, что намерена увеличить свои инвестиции в Opel с 275 млн. евро до 300 млн. евро (426 млн. долл.) и несколько снизила запрос на государственные кредиты (с 3,8 млрд. евро до 3,2 млрд. евро).
Выплату госкредита она готова произвести не в 2014-м, как предлагала ранее, а в 2013 году. «Мы остаемся участниками гонки», – заявил по этому поводу представитель RHJ Арно Дени.
Однако в международных СМИ ситуацию все чаще сравнивают не столько с гонкой, сколько с покером. В этой игре, как известно, игроки вынуждены повышать ставки, но при этом иногда блефуют. Случай с RHJ похож на такой ход, так как известно, что Magna совместно с российским Сбербанком выразила готовность вложить в Opel 500 млн. долл. и пообещала не закрывать ни одного из четырех заводов Opel в ФРГ, где занято 25 тыс. рабочих (половина персонала европейских филиалов GM). Это крайне важно для германских властей, особенно в свете приближающихся парламентских выборов.
Сравнение двух заявок явно не в пользу бельгийцев, и похоже, что в Берлине распознали блеф RHJ. «Мы можем подтвердить, что осведомлены об улучшенной заявке, – заявил официальный представитель Министерства экономики ФРГ Стеффен Моритц. – По изучении этого предложения правительство по-прежнему отдает предпочтение Magna».
Между тем в Детройте идет подготовка к проведению заседания совета директоров GM, которая выступает в качестве главного игрока в этом покере. На заседании, назначенном на 8–9 сентября, должны быть рассмотрены все варианты судьбы Opel – от продажи фирмы одному из известных претендентов до ее сохранения в собственности самой GM. Вариант с отказом от продажи автозаводов возник в последнее время в силу двух факторов: более оптимистического взгляда Детройта на перспективы решения проблем самой GM и нежелания ее руководства допустить Россию к технологиям автопроизводства, имеющимся в Opel.
В случае отказа от продажи Opel руководству GM придется решить задачу ее финансирования, так как американские власти, оказывающие крупную финансовую помощь самой корпорации, не намерены помогать ее филиалам. GM изыскивает возможность получения кредитов на общую сумму 1 млрд. евро от правительств тех европейских стран, где еще находятся предприятия фирмы, – Великобритании, Польши и Испании. Однако Берлин уже ответил на эти планы своим контрходом. Власти ФРГ известили GM, что в таком случае они потребуют возвращения кредита в 1,5 млрд. евро (2,1 млрд. долл.), выданного ими на обеспечение работы автозаводов в текущий период. Это больше, чем GM надеется собрать в трех названных выше странах.
Между тем власти ФРГ начинают проявлять нетерпение. Вчера министр труда ФРГ Олаф Шольц посетил штаб-квартиру Opel в Рюссельсхайме и потребовал безотлагательно решить вопрос о будущем компании. Ранее, во вторник, канцлер ФРГ Ангела Меркель в интервью телеканалу Bayerischer Rundfunk выразила надежду, что руководство GM сможет прояснить все неясные для него вопросы до выборов в Германии, которые пройдут 27 сентября. «Мы по крайней мере стремимся в этому», – сказала она. По существу, это крайняя дата для окончания игры в автомобильный покер.
Однако, General Motors пытается выйти за рамки рубежного срока. По утверждению британской газеты Daily Telegraph, правление GM не намерено до конца сентября решать судьбу Opel. Скорее всего, заявляет издание, GM примет решение в начале октября, после германских выборов.