Сын Каддафи сыграл ключевую роль в сделке по освобождению аль-Меграхи.
Фото Reuters
В Англии обнародованы документы, которые касаются условий освобождения ливийца, осужденного за взрыв авиалайнера компании Panam в 1988 году. Публикация не разубедила политиков и обозревателей по обе стороны океана, которые утверждают, что сделка с режимом полковника Каддафи была заключена в интересах британских нефтяных компаний. Но допуску английских фирм к нефтегазовым богатствам Ливии мешают политические разногласия, в том числе по поводу не расследованной до конца истории с покушением на Каддафи.
Опубликованные материалы содержат переписку между МИДом, другими британскими ведомствами и должностными лицами Шотландии, которая обладает независимой юридической системой. Эти бумаги, как признали в Лондоне, были отредактированы перед публикацией.
Несмотря на шаг в сторону гласности, комментаторы по обе стороны Атлантики, как и значительная часть британской публики, по-прежнему убеждены, что Лондон пошел на уступку режиму Каддафи ради продвижения интересов британских концернов, заинтересованных в разработке нефтегазовых запасов Ливии.
По данным обозревателя агентства UPI Арнольда де Борчгрейва, освобождение ливийца Абдель Басит аль-Меграхи стало результатом трехсторонней нефтяной сделки между Британией, Ливией и Шотландией. В ее заключении сыграли роль два ключевых игрока – Сейф аль-Ислам Каддафи, сын и вероятный наследник ливийского лидера, и сэр Марк Аллен, бывший начальник отдела в британской секретной службе МИ-6. Уйдя в отставку, сэр Марк занял пост одного из директоров в британском нефтяном гиганте BP.
Цели британского правительства и BP совпадали. Они хотели добиться большей доли для британских концернов в эксплуатации запасов ливийской нефти, которые оцениваются в 44 млрд. баррелей. Условия сделки, как утверждает британская газета Daily Telegraph, обсуждались минувшим летом на вилле на острове Корфу, принадлежащей семье банкиров Ротшильдов. В обсуждении участвовал Сейф Каддафи. В тот момент гостем Ротшильдов был также министр британского правительства лорд Питер Мандельсон. Он, правда, утверждает, что не имел отношения к решению судьбы ливийца.
Однако, как заявил британскому ТВ Сейф Каддафи, при обсуждении нефтегазовых контрактов с Англией всегда фигурировал и вопрос об освобождении больного раком бомбиста.
То, что бывший британский разведчик Аллен причастен к закулисным переговорам между двумя странами, вполне объяснимо. Ведь он в 2003 году поспособствовал тому, что Муамар Каддафи отрекся от поддержки терроризма и отказался от попыток овладеть атомной бомбой. Тогда США только что вторглись в Ирак и свергли Саддама Хусейна. Аллен контактировал с Сейфом, а тот убеждал отца: если сейчас не пойти на мировую с Вашингтоном, то его постигнет участь иракского правителя.
После того как Каддафи «исправился», ему нанес визит тогдашний британский премьер Тони Блэр. Казалось, дорога к широкому проникновению британских концернов в Ливию расчищена.
Но не все так просто. Мало того, что осуждение за терроризм сотрудника ливийских спецслужб аль-Меграхи ударило по престижу Каддафи. Остаются еще два других конфликтных дела.
В 1984 году в Лондоне во время демонстрации у посольства Ливии была убита женщина-полицейский. В нее, как полагают, стреляли из посольства. Но убийца так и не был найден. Сотрудники посольства, пользуясь дипломатическим иммунитетом, покинули Британию.
Сейчас Лондон, пользуясь оттепелью в двусторонних отношениях, настаивает на том, чтобы убийца был предан суду. Однако Триполи, в свою очередь, предъявляет встречное требование Лондону. Ливийцы хотят, чтобы Англия сообщила информацию о том, как в 1996 году в городе Сирт было совершено покушение на Муамара Каддафи.
Тогда во время проезда кортежа лидера по улице был взорван автомобиль. Полковник не пострадал, но погибло шесть гражданских лиц. Впоследствии агент британской контрразведки, вступивший в конфликт со своим начальством, в интервью Би-би-си заявил, что покушение финансировала английская секретная служба МИ-6. Она якобы заплатила заговорщикам 100 тыс. фунтов.
Британский МИД заявил, что Лондон не имеет никакого отношения к покушению на Каддафи. Тем не менее ливийский министр, отвечающий за международное сотрудничество, связал дело об убитой служащей полиции с инцидентом в Сирте. Очевидно, до полной нормализации британско-ливийских отношений еще далеко.