Фото Reuters.
Тысячи этнических китайцев бежали в Китай, спасаясь от репрессий в Мьянме (Бирме). Там армия пыталась установить контроль над пограничными районами, где живут нацменьшинства. КНР, которая строила нефте- и газопроводы в этой стране, была обеспокоена вспышкой насилия. Пекин потребовал от соседа обеспечить стабильность на границе.
Армия Мьянмы разгромила полувоенные формирования в соседнем с Китаем районе Коканг, населенном этническими китайцами. Этот район, так же как районы проживания народностей шан, качин и ва, в течение последних 20 лет фактически контролировался местными силами. Правящая в Мьянме военная хунта еще в 1989 году заключила с предводителями этнических групп и племен мирное соглашение, которое положило в основном конец военным действиям.
Но это шаткое перемирие было нарушено на минувшей неделе, когда армия вошла в Коканг и стала разоружать ополченцев. Как передает Reuters, этот шаг связан с планами генералов впервые за 20 лет провести выборы, которые призваны придать их власти легитимный вид. Кроме того, военные хотят покончить с полуавтономным статусом этих регионов, где верховодят зачастую царьки, которые держат в руках контрабандную торговлю с Китаем и наркотрафик.
Военная акция в Коканге вызвала смятение среди местных жителей. Они говорят иностранным репортерам, что солдаты ведут себя как японские захватчики во Второй мировой войне – грабят, убивают. В итоге 30 тыс. человек, главным образом этнические китайцы, бежали в Китай, в провинцию Юньнань. Китайские власти были вынуждены разбить для них лагеря, позаботиться о питании и санитарии.
С точки зрения Пекина ситуация складывается крайне неприятная. КНР выступает как главный союзник или адвокат Мьянмы на международной арене. Он препятствует попыткам западных держав наложить на эту страну санкции за нарушения прав человека и преследование лидера демократического движения Аун Сан Су Чи. Но в то же время Китай не желает осложнений на южной границе. Вот почему представитель МИД КНР Цзян Юй выступила в ключе, необычном для дружеских отношений двух стран. Она призвала Мьянму должным образом урегулировать внутреннюю проблему и обеспечить стабильность в приграничном регионе. Пекин также предостерег соседа против нарушений прав китайских граждан. Кроме того, министр общественной безопасности КНР Мэн Цзяньчжу совершил инспекционную поездку в провинцию Юньнань.
В беседе с «НГ» старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Аида Симония отметила, что Запад не в состоянии воздействовать на военный режим Мьянмы по линии ООН, пока этому препятствует Китай. В 2006 году Китай наложил вето на проект резолюции Совета Безопасности, предлагавший подвергнуть Мьянму санкциям. Тесные политические связи Китая с соседом опираются на экономический интерес, прежде всего к энергоресурсам. Китай строит в Бирме нефте- и газопровод. Нефть будут доставлять танкеры с Ближнего Востока и разгружать в бирманском порту. Потом она будет перекачиваться в Китай. А газ будут добывать на шельфе в Бенгальском заливе и тоже перекачивать в КНР.
В защиту военной хунты Мьянмы в ООН солидарно с Китаем выступает и Россия. Конечно, российское влияние в этой стране не велико. Но наши компании ведут там разведку на нефть и строят атомный реактор для медицинских целей, заключила эксперт.