General Motors готов договориться с Magna, но без участия Сбербанка России.
Фото Reuters
Представители обанкротившегося американского автогиганта General Motors многократно обращались к германской стороне с просьбой исключить российский компонент из консорциума Magna-Сбербанк. В таком случае Детройт мог бы счесть приемлемой продажу Opel австро-канадскому концерну Magna.
Эти закулисные детали переговоров с GM, содержащиеся в выходящем сегодня очередном номере Spiegel, журнал частично опубликовал заранее. Согласно его информации, переговорщики федерального правительства постоянно отклоняли предлагаемую американцами сделку, «ссылаясь на договоренности между бундесканцлерин Ангелой Меркель и президентом России Дмитрием Медведевым».
На пороге сентября по-прежнему нет ясности, когда и как решится судьба Opel.
Предполагавшаяся в минувшую пятницу встреча немецкой команды переговорщиков с представителем GM Джоном Смитом не состоялась. Но немецкая пресса сообщает, что на завершившейся неделе он имел контакты как с Magna, так и бельгийским инвестором RHJ, тоже претендующим на то, чтобы стать главным совладельцем европейской ветви GM.
Новые встречи сторон в Берлине пока не планируются. Но, как сообщил заместитель главы ведомства печати и информации правительства ФРГ Клаус Фатер, ответственные члены немецкой группы, занимающейся проблемой Opel, находятся в постоянном телефонном контакте с менеджментом GM.
Следующим важным моментом считается ожидаемое 8–9 сентября заседание «тринадцатиголового» совета управляющих GM. Его отказ 21 августа отложить решение насчет европейского подразделения корпорации завел проблему Opel в тупик. В связи с новыми претензиями Детройта правительство ФРГ, судя по всему, дало затребованные уточнения относительно финансового обеспечения концепции Magna. Но удовлетворят ли они председателя совета управляющих Эдварда Уайтэкра, который считается главным инициатором тактики затяжек, и других членов нового детройтского ареопага, разделяющих его подходы, в Берлине гадать не берутся. Клаус Фатер предусмотрительно сказал на пресс-конференции, что «переговоры еще некоторое время продлятся».
Вчера в Саксонии, Тюрингии и Сааре состоялись выборы в земельные парламенты, после которых наступает самая жаркая фаза борьбы за власть, поскольку до избрания 27 сентября нового состава Бундестага остаются считанные недели. Хотя это было сделано после тщательного анализа всех предложений, некоторые СМИ считают тактическим недостатком немецкой переговорной позиции тот факт, что свое предпочтение ФРГ с самого начала отдала концепции Magna-Сбербанк. Тем не менее пока на ее счет преобладает относительный консенсус. Но если судьба Opel останется в подвешенном состоянии, то не избежать острой предвыборной полемики, в которой может пострадать прежде всего блок ХДС/ХСС, предлагающий себя избирателям как наиболее дееспособного менеджера кризисных ситуаций.
Американское маневрирование вызывает в Германии откровенное раздражение. В том числе в верхах. Ангела Меркель говорит о том, что GM «не может каждый день снова толкаться во все двери и тем самым дальше затягивать процесс». Баварский лидер Хорст Зеехофер усматривает в американской тактике «англосаксонское мышление, которое привело к финансовому кризису».
Большим вопросом в «деле Opel» остается позиция американской администрации. Как заявил уполномоченный президента по вопросам автопромышленности Рон Блум, «мы не станем говорить GM, что он должен делать с Opel, как и диктовать условия сделки». Но ясно, что администрация, назначившая новый состав совета управляющих и контролирующая сейчас 61% акции General Motors, не может стоять в стороне от политики в отношении его европейской «дочки».
Картина, рисуемая в Берлине, несколько иная. В субботнем интервью бундесканцлерин Меркель рассказала, что много раз разговаривала с президентом США Бараком Обамой об Opel, а в настоящее время специалисты федерального правительства обсуждают эту тему с экспертами американской стороны и уполномоченным правительства США по автомобильным проблемам. А когда интервьюер Welt поинтересовался «политико-военным аспектом» привлечения российского инвестора к спасению Opel, Меркель ответила: «То, что Magna пришла с российским партнером, не является для нас основанием для отклонения. Временами из Америки слышалось, что участие российской стороны проблематично. Но я так не считаю».