Федеральный канцлер Германии Ангела Меркель вновь подтвердила свою позицию в вопросе о судьбе предприятий Adam Opel GmbH. Бундесканцлерин напомнила, что немецкая сторона сделала выбор в пользу концепции Magna. Поэтому, сказала она вчера «Информканалу 24», ее правительство ведет с американцами переговоры только об открытых еще вопросах приобретения у General Motors его европейского филиала на основе предложений канадского поставщика автомобильных деталей Magna.
По заверению Меркель, Opel не останется под крышей американского холдинга GM: «Такое решение нам еще никогда не предлагалось». Под подобный вариант не будет никакой государственной помощи, ибо «то, что финансируется здесь в Европе, и должно оставаться в Европе».
В последние дни напряженность и нервозность в «деле Opel» зримо возросли. Очевидно, что бундесканцлерин стремится успокоить немецкое общественное мнение. Как известно, в конце прошлой недели совет управляющих GM вопреки ожиданиям отказался поставить точку в затянувшемся уже более чем на полгода решении вопроса о том, кому наконец продать европейскую «дочку». Менеджменту корпорации, 60% акций которой после банкротства принадлежат правительству США, было поручено продолжить переговоры.
Вслед за этим Wall Street Journal, Financial Times и New York Times распространили слухи о том, что руководство GM обдумывает возможность отказа от продажи Opel и даже хочет наскрести для его санации 4,3 млрд. долл. В свою очередь, массовая германская газета Bild спекулятивно поведала о возможной приемлемости для федерального правительства варианта «передачи» Opel бельгийскому фининвестору RHJ, которого GM предпочитает консорциуму Magna–Сбербанк.
Эти сообщения дополнительно взбудоражили коллективы автозаводов в Рюссельсхайме, Бохуме, Кайзерслаутене и Эрфурте. Мэры этих городов обратились в среду к Меркель с призывом к скорейшему решению судьбы Opel на основе плана Magna–Сбербанк. Объединенный производственный совет концерна задумал провести демонстрацию протеста у американского посольства в Берлине. Одновременно он пригрозил, что, в случае если предприятия останутся в собственности GM, он аннулирует согласованный ранее отказ рабочих (ради предотвращения банкротства Opel) от отпускных, что может дать экономию 1,5 млрд. евро.
По предположению Spiegel, комментирующего маневры GM, «речь, возможно, идет о шахматном ходе с целью оказать давление на федеральное правительство и подтолкнуть его к дополнительным уступкам». Детройту такую тактику облегчает позиция американской администрации. Президент США Барак Обама считает, что решение вопроса о судьбе Opel целиком является прерогативой Детройта. Это подчеркнул в понедельник заместитель пресс-секретаря Белого дома Билл Бертон. Имевшийся контакт между Ведомством федерального канцлера и Белым домом по теме Opel, о котором сообщил в Берлине представитель правительства Ульрих Вильгельм, результата не дал. Как, впрочем, и обращение вице-канцлера и министра иностранных дел Франка-Вальтера Штайнмайера к госсекретарю США Хиллари Клинтон.
Остается произвести, как ясно сказала Ангела Меркель, лишь переговорное прояснение вопросов, которые ставят в Детройте. (Кстати, там, по сообщениям американской прессы, сталкиваются подходы нового состава совета управляющих и высшего менеджмента GM.)
Очередной контакт представителей корпорации с переговорной группой федерального и земельных правительств уже состоялся во вторник на этой неделе в резиденции канцлера, но ничем не ознаменовался. Сегодня, в пятницу, в Берлине в том же составе планируется еще один раунд. А в среду, по сведениям агентства DPA, ожидалась встреча вице-шефа GM Джона Смита с представителями Magna, чью концепцию спасения Opel фаворизирует германская сторона. Но состоялась ли эта встреча, информации нет.
Официально обе стороны декларируют стремление решить судьбу Opel без дальнейших задержек. Министр экономики ФРГ Карл-Теодор цу Гуттенберг выразил уверенность, что договоренность по Opel достигнута все-таки будет. На сей раз ожидания связывают со следующим заседанием совета управляющих GM, намеченного на 8–9 сентября. Но его решение заведомо гарантировать никто не возьмется. Тем более что кроме коммерческих, даже престижных соображений в этой истории есть нескрываемая политическая подоплека. А именно оговариваемое разными опасениями американское нежелание видеть российского инвестора в качестве одного из покупателей Opel.