В Улан-Баторе российские лидеры – желанные гости.
Фото Reuters
Российская и монгольская госкомпании создали СП по разработке залежей урана. Эта договоренность стала главным результатом визита президента РФ Медведева в Монголию. Была подписана декларация о стратегическом партнерстве, закрепляющая тесные политические и экономические связи двух стран. Но в борьбе за доступ к минеральным ресурсам Монголии Россия сталкивается с конкуренцией со стороны других стран, в частности Китая и Канады.
Переговоры Дмитрия Медведева с президентом Монголии Цахиагийном Элбэгдоржем проходили на территории государственного дворца в юрте, в которой был установлен портрет Чингисхана. Но грозный предок нынешних монгольских руководителей, по-видимому, не возражал против развития дружеских связей с Россией. Недаром президент Монголии указал, что наши страны связывают «особые отношения». Об этом свидетельствует и то, что сейчас проходят совместные учения военных России и Монголии.
Однако центральное место на переговорах заняли экономические проблемы. Поскольку Монголия занимает одно из первых мест в мире по запасам урана, западные СМИ гадали, удастся ли России получить к ним доступ. Вчера ответ на этот вопрос был дан. Создается совместное предприятие. С монгольской стороны участником СП выступит госкомпания «АтомМон», с российской – урановый холдинг «Атомредметзолото». В соответствии с соглашением от 17 марта этого года между Росатомом и монгольским Агентством по атомной энергии СП создается на паритетных началах.
Оно будет разрабатывать месторождение Дорнод с запасами около 28 тыс. тонн. Россия первой получила согласие Улан-Батора на сотрудничество в этой стратегической отрасли. Это политически важный сигнал, отметил глава Росатома Сергей Кириенко. Однако он признал, что Монголия будет сотрудничать и с другими партнерами.
По данным агентства Reuters, 58% лицензии на разработку залежей урана в Дорноде принадлежит фирме Khan Resources (KRI.TO), зарегистрированной в Канаде. Президент этой фирмы заявил в Улан-Баторе, что должны состояться переговоры с монгольскими и российскими участниками СП. Канадец выразил надежду на то, что ему удастся прийти к согласию с обоими партнерами.
Большие перспективы открывает также меморандум, подписанный между представителями российской компании «РЖД» и монгольским управлением железнодорожного транспорта. Благодаря этой договоренности может быть модернизирована существующая монгольская железнодорожная сеть, а также построены пути к одному из самых больших неосвоенных угольных бассейнов в мире – Таван Толгой.
Но на разработку запасов угля и цветных металлов в этом регионе претендует Китай. Исследование, проведенное Всемирным банком, показало, что транспортировка ископаемых через Китай к морю обойдется дешевле, чем через Россию.
Еще одним препятствием для выполнения достигнутых договоренностей является, судя по выступлению Медведева на заключительной пресс-конференции, проблема «остатков большого долга» Монголии перед Россией. Медведев призвал чиновников быстро ее урегулировать.
О чем конкретно идет речь, видно из заявления советника президента Монголии, которого цитирует монгольское издание UB Post. Еще в 2003 году Россия списала 98% монгольского долга в 11,2 млрд. долл., оставшегося с советских времен. Однако Монголия должна была перечислить СП «МонголРосцветмет» еще 150–160 млн. долл. Разногласия по этому поводу предстоит устранить.