Слово Opel часто звучит на предвыборных митингах в Германии.
Фото Reuters
Рабочие и инженеры фирмы Opel в ФРГ готовятся провести демонстрацию протеста против поведения руководства корпорации General Motors. Оно вновь уклонилось от выбора покупателя своего европейского филиала. Недовольны и власти ФРГ.
«Я сожалею, что вчера GM не вынес окончательного решения», – заявила федеральный канцлер Германии Ангела Меркель в воскресном интервью телеканалу ZDF. Но она хочет, чтобы это произошло чем скорее, тем лучше. «На счету каждый день – как для работников Opel, так и для экономической ситуации», – подчеркнула бундесканцлерин.
В Детройте даже не стали проводить объявленного ранее заседания. Его заменили телефонной конференцией. Какой-то разговор о концепциях, представленных консорциумом Magna–Сбербанк и бельгийским фининвестором RHJ, на ней состоялся. Однако, сообщила пресс-секретарь GM Джули Гибсон, «совет управляющих был не в состоянии принять решение, слишком много вопросов остаются открытыми».
Похоже, что очередной тактический ход был определен в Детройте заведомо. А чтобы избежать обвинений в сознательной затяжке решения судьбы Opel, в штаб-квартире GM выражают готовность провести новые переговоры. В том числе по финансовым деталям ожидаемой сделки, хотя в прошлый четверг Берлин официально выразил готовность полностью гарантировать ее кредитование.
При этом General Motors планирует развернуть новый масштабный переговорный процесс. Вице-президент GM Europe по связям с общественностью Крис Пройс сообщил РИА Новости, что в нем будут участвовать германское правительство, структуры ЕС, правительство США, акционеры и руководство GM. Назвать точные сроки завершения этой круговерти он отказался: может быть, через неделю-полторы.
Все это вызывает в Германии крайнее недоумение. Как сообщила газета Bild, сотрудники Opel планируют провести демонстрацию перед посольством США в Берлине, если General Motors не примет решение о продаже своего германского подразделения на этой неделе. Демонстрация может состояться в предстоящие выходные.
Министр экономики ФРГ Карл-Теодор цу Гуттенберг выразил убеждение, что после предоставления американской стороне всей необходимой информации «решение для GM объективно должно было бы быть возможно в любое время». Особенно не скрывают раздражения политики и общественность федеральных земель, имеющих предприятия Opel. Премьер-министр Гессена Рональд Кох заявил: «Все практические вопросы между GM и Magna выяснены, отсрочке решения нет никакого оправдания». Аналогично высказался глава правительства Северного Рейна-Вестфалии Юрген Рютгерс. А его рейнланд-пфальцский коллега Курт Бек назвал поведение GM абсолютно неприемлемым. «Те, – сказал он, – кто вверг Opel в кризис и зависит от миллиардных общественных средств для спасения концерна, заботятся только о продлении отложенной партии».
В поисках объяснений блокирующей американской линии бундесканцлерин предположила, в частности, «противоречие между интересами General Motors и немецкими и европейскими интересами». Magna, по ее словам, представила очень хорошее предложение GM, но последний превращается в миноритарного участника всей конструкции. Не исключено, что это не устраивает кое-кого в GM. Действительно, консорциум Magna-Сбербанк намерен приобрести 55% акций New Opel, GM сохранит 35%, а 10% достанутся коллективу. В плане RHJ пропорции несколько иные: этот потенциальный покупатель претендует на половинную долю Opel, оставляя за GM 39,9% акций. Отчасти это может объяснять нескрываемое предпочтение, которое Детройт отдает бельгийскому инвестору. Однако кроме вопроса влияния в рамках New Opel в Детройте, как сообщает вашингтонский корреспондент телеканала ARD, по-прежнему опасаются утраты ноу-хау благодаря сотрудничеству Magna с российскими партнерами.
В цехах Opel с большим беспокойством относятся к тактике затяжек в принятии решения о продаже фирмы, используемой руководством General Motors в Детройте. Фото Reuters |
Тем временем коммерческий вопрос продажи Opel может негативно отразиться на американо-германских отношениях. Вице-канцлер и министр иностранных дел Франк-Вальтер Штайнмайер, являющийся также кандидатом СДПГ на канцлерский пост, рассказал в воскресенье телезрителям канала ARD, что накануне обсуждал эту тему по телефону с госсекретарем Хиллари Клинтон. Он объяснил ей преимущества концепции Magna и попросил довести немецкие аргументы до тех, кто в Америке имеет отношение к этому делу. Штайнмайер не сказал, имел ли он в виду администрацию президента Барака Обамы, которая контролирует сейчас 60% акций обанкротившийся General Motors. Председатель внешнеполитического комитета Бундестага Рупрехт Поленц (ХДС) тоже потребовал быстрого решения того же вопроса, опасаясь, как бы не возникло впечатления о столкновении национальных интересов и напряженности в американо-германских отношениях.
По «делу Opel» Вашингтон, однако, до сих пор молчит. Хотя, мягко говоря, GM ставит федеральное правительство в неудобное положение, дезавуирует накануне выборов его усилия по урегулированию социально и политически важной проблемы. По мнению известного немецкого эксперта в области автомобильной промышленности Фердинанда Дуденхофера, «настало время, чтобы фрау Меркель позвонила американскому президенту. Федеральное правительство не должно допускать, чтобы с ним играли в кошки-мышки». Но «нейтральный» председатель попечительской компании Opel и по совместительству глава американской торговой палаты в Германии Фред Ирвин предупреждает против «дальнейшего политического давления на администрацию США, поскольку руководство GM все равно будет принимать решение абсолютно независимо». И «для хорошего решения нужен не трансатлантический спор между Германией и Америкой, а больше гибкости всех участников». Пока же перетягивание каната Opel продолжается, как бесконечный сериал.