В Хиросиме все молились за безъядерный мир.
Фото Reuters
По мере приближения 64-й годовщины окончания Второй мировой войны в Японии националистические политики все чаще призывают отказаться от мирной Конституции. А бывший глава ВВС даже требует, чтобы Япония стала обладателем ядерного оружия. Пропаганда ультраконсерваторов вызывает острую реакцию в Китае и других странах, подвергшихся японской агрессии.
Генерал Тоcио Тамогами, бывший глава японских военно-воздушных сил, написал книгу, разошедшуюся массовым тиражом, где обосновал необходимость для Японии создания атомного оружия. Это требование он повторяет на митингах. Логика рассуждений генерала такова: дважды став объектом атомной бомбардировки, «Япония должна сама обеспечить себя ядерным оружием, чтобы на нас не сбросили третью бомбу».
Эксперты в соседних с Японией странах не склонны считать Тамогами горячей головой, чье мнение никто в стране не принимает всерьез. У Японии есть плутоний, технология и научно-технические кадры, чтобы быстро создать бомбу, если она решит отказаться от соблюдения безъядерной политики, закрепленной в Конституции. «Кто знает, сколько еще людей, подобных Тамогами, скрывается в японском правительстве? – спрашивает Ван Тао, обозреватель китайского агентства Синьхуа.
Тамогами превратился в героическую фигуру в глазах членов правых политических группировок в прошлом году после того, как написал статью, где доказывал, что Япония не была агрессором во Второй мировой войне. Правительство отправило за это генерала в отставку. Но разжалование нисколько его не обескуражило. Он изложил свою философию в книге, 100 тысяч экземпляров которой быстро разошлись. В этой первой своей работе (вторая посвящена бомбе) он доказывает, что большая война в Восточной Азии велась ради освобождения азиатов от господства белой расы. А зачинщиками кровавой бойни, согласно воззрениям бывшего авиатора, стали коммунистические шпионы еврейской национальности.
Генерал утверждает, что нота, которую США вручили Японии накануне атаки на Пирл-Харбор в 1941 году, была написана под воздействием Гарри Декстера Уайта, шпиона Коминтерна, и Генри Моргентау, еще одного еврея, занимавшего важный пост в американском правительстве. Эта нота, получившая у исследователей название ноты госсекретаря США Корделла Холла, по версии бывшего главы ВВС и других японских политиков, пытающихся ревизовать историю войны, представляла собой ультиматум. У Токио якобы не оставалось иного выбора, как начать войну.
В действительности, нет подтверждений тому, что Моргентау или Уайт составили ноту. Ее обсуждали в американских верхах, а окончательный текст утвердил сам Холл. В ноте, которую Холл вручил японскому послу 26 ноября 1941 года, США потребовали, чтобы Япония вывела все войска из Китая и французского Индокитая. Японский премьер назвал такие требования ультиматумом, но к тому моменту это не имело значения. Японская авианосная армада вышла для нанесения удара по американской базе Пирл-Харбор.
Речь генерала, произнесенную 6 августа, в годовщину ядерной бомбардировки Хиросимы, слушатели встретили овацией. Японские комментаторы отмечают, что воинственные высказывания Тамогами нашли благожелательный отклик у влиятельной консервативной группировки «Ниппон Кайги». Она последовательно ведет кампанию за отказ от мирных статей Конституции. В эту группировку входил бывший премьер Ясуо Фукуда, с ней связан, по данным лондонской Sunday Times, и нынешний премьер Таро Асо.
И все же идеи, пропагандируемые отставным генералом и его сторонниками, не находят поддержки у большинства японцев. Известный историк Икухико Хата охарактеризовал тезисы Тамогами как попытку вдохнуть новую жизнь в обветшалые теории заговора. А газета Japan Times называет предложение создать японскую атомную бомбу позорным с точки зрения морали и политики. «Если Япония, – подчеркивает газета, – пойдет по этому пути, она не только породит ядерную гонку в Северо-Восточной Азии, но и превратит нашу страну в государство-парию».