Американские политики – за сохранение потенциала сдерживания.
Фото Reuters
С 1945 года США произвели 66,5 тыс. ядерных бомб и боеголовок и разработали ядерное оружие для всех родов войск и для решения практически любой боевой задачи. Сегодня в американском ядерном арсенале 5,2 тыс. стратегических и тактических боезарядов. Производство новых прекратилось в 1992 году, однако модернизация имеющихся продолжается.
Сегодня в арсенале США остается 8 базовых типов и 15 модификаций ядерных бомб и боеголовок. Всего же с 1945 года американскими конструкторами было создано около 100 типов и модификаций ядерных устройств мощностью от 100 тонн до 25 мегатонн.
Как пишет журнал Bulletin of The Atomic Scientists, боеголовки и бомбы разрабатывались под самые разные системы вооружения и для всех видов вооруженных сил США (ВВС, ВМС, сухопутных войск и морской пехоты). ВВС располагали 52 типами ядерного оружия, ВМС – 35, сухопутные войска – 26, а морская пехота – 15.
Встречались и довольно экзотические образцы. Так, для ВВС были изготовлены ядерные ракеты «воздух–воздух» и «земля–воздух», которыми предполагалось сбивать атакующие США советские бомбардировщики. Кроме того, существовала программа создания межконтинентальных баллистических ракет воздушного базирования, запуск которых производился бы с барражирующих над своей территорией транспортных самолетов. В арсенале флота оказались не только противолодочные ядерные заряды, но и компактные атомные бомбы, которые переносили на спине в ранцах бойцы спецназа.
Наибольшее количество боезарядов было накоплено США к 1967 году, тогда оно составило 32 тыс. единиц. Но в течение следующих 20 лет благодаря соглашениям с СССР об ограничении вооружений оно уменьшилось на 30%, а после холодной войны резервы сократили еще на 75% – приблизительно до 5,2 тыс. боеголовок. С 1992 года в рамках соглашения СНВ-1 были прекращены ядерные испытания. Сегодня ядерное оружие осталось только у ВВС и флота. Скорее всего урезание ядерного арсенала США продолжится. Именно на это направлено новое российско-американское соглашение о сокращении стратегических наступательных вооружений, очередной раунд переговоров по которому запланирован через месяц в Женеве.
С просьбой рассказать о текущем состоянии и перспективах развития американских ядерных сил «НГ» обратилась к члену научного совета Московского центра Карнеги Петру Топычканову. Эксперт заявил, что в настоящее время в этой области США создают сложную интегрированную систему, включающую космические возможности по навигации и управлению, морскую, воздушную и наземную компоненты. Кроме того, ведутся разработки ядерных боезарядов малой мощности, а граница между ядерным и неядерным стратегическим оружием размывается благодаря безъядерному оснащению стратегических носителей.
«Наиболее развита сейчас морская составляющая, – отметил собеседник «НГ». – Потому что само расположение США, которые граничат только с американскими странами, не представляющими ядерной угрозы, предполагает оборону, основанную на морской составляющей. В основном это ракеты, размещенные на подводных лодках».
Топычканов также коснулся вопроса, связанного с программой «Глобального удара», которая подразумевает оснащение ракет межконтинентальной дальности высокоточными боеголовками. Не подпадающие под российско-американские соглашения в области ядерного оружия, такие ракеты представляют угрозу безопасности России. По словам эксперта, сокращения, о которых договорились президенты США и России, никак не касаются программы «Глобального удара», а способствуют ее развитию. Ведь при снятии ядерных боеголовок с носителей США в рамках программы частично сохранят сами носители.
На вопрос о задачах американских ядерных сил на современном этапе эксперт ответил, что со времен холодной войны их основная задача не изменилась – это обеспечение безопасности и сохранения государства. «При этом подразумевается, что ядерное оружие может быть применено в любой части мира в любой момент», – резюмировал аналитик.