В США продолжают анализировать итоги недавнего российско-американского саммита. Пентагон положительно оценил результаты переговоров и подчеркнул важность подписанных в Москве соглашений. Между тем президент США Барак Обама может наложить вето на часть расходов, которые значатся в оборонном бюджете на 2010 год. Позиция администрации продиктована тем, что конгрессмены вознамерились в интересах американского ВПК навязать военным «ненужного» оружия и снаряжения почти на 7 млрд. долл.
«Это была проверка того, могут ли США и РФ работать вместе над решением ключевых проблем в области обороны и безопасности, включая сокращение стратегических вооружений, Афганистан, распространение опасных технологий, военные отношения и противоракетную оборону. Результаты оказались поразительно позитивными», – заявила заместитель министра обороны по политике в отношении России, Украины и Евразии Селест Уолландер. Она выступала перед сенатским комитетом по международным делам.
«Мы добились существенного прогресса по ряду актуальных вопросов и достигли очень важных договоренностей в оборонной и военной сферах», – подчеркнула чиновница. По ее словам, семь из восьми соглашений, подписанных в ходе трехдневного саммита, касаются военной сферы. В первую очередь, Уолландер выделила соглашение с РФ о транзите военных грузов для коалиции в Афганистане, которое позволит США сэкономить 133 млн. долл., уменьшит время доставки и повысит надежность снабжения. Заместитель главы Пентагона также приветствовала договоренности в сфере борьбы с распространением оружия массового поражения и сокращения ядерных арсеналов России и США.
Вместе с тем она признала, что сложным остается вопрос о размещении элементов американской ПРО в Европе, против чего неоднократно выступала РФ. Уолландер выразила надежду на развитие двустороннего сотрудничества в этой области, однако добавила, что США примут решение о том, как поступать с ПРО в Европе, исходя из интересов собственной безопасности, а также обязательств перед союзниками и друзьями.
Другой серьезной проблемой в отношениях двух стран остается политика в отношении Украины и Грузии. Уолландер подчеркнула, что США привержены признанию территориальной целостности и суверенитета этих стран, а также «уважают их право выбирать членство в международных союзах, в том числе и НАТО». Тем не менее она заверила, что разногласия «по вопросу суверенитета и принципов международного права, которые подкрепляют его в Европе и Евразии», не помешают Вашингтону реализовать «успешные соглашения с Москвой и использовать многообещающее начало, положенное на саммите».
Перезагрузка отношений с РФ сопровождается попытками администрации Обамы уменьшить оборонные расходы США. К примеру, во вторник Белый дом направил в Конгресс послание с призывом не выделять средства на элементы бюджета, которые «дублируют существующие программы или исчерпали свою полезность». Однако, несмотря на то что ранее администрации удалось добиться от Сената прекращения закупок истребителей пятого поколения F-22, американские законодатели продолжают противиться сокращению военных трат за счет отказа от закупок избыточного вооружения.
Конгрессмены, в частности, хотят закупить для военного ведомства дополнительные транспортные самолеты C-17 и палубные истребители F-18, а также четыре реактивных лайнера представительского класса для перевозки высших военных чинов и членов Конгресса. Кроме того, законодатели намерены поддерживать на плаву чрезвычайно дорогостоящую программу разработки ракет-перехватчиков для американской системы ПРО и продолжить обновление президентской вертолетной эскадрильи, которая обслуживает первых лиц государства. По приблизительным оценкам, стоимость избыточных программ составляет 6,9 млрд. долл.
Примечательно, что против всех этих закупок выступает министр обороны Роберт Гейтс, который ратует за пересмотр подхода к вопросу оснащения войск в пользу увеличения затрат на противопартизанские меры и на операции в Ираке и Афганистане. Однако законодатели прочно стоят на своем и даже постановили в среду, что при обсуждении бюджета будут приниматься лишь те поправки, которые предусматривают урезание расходов на спорные статьи не более чем наполовину.
По мнению Washington Post, упорство конгрессменов объясняется только одним – давлением со стороны военно-промышленного лобби и желанием повысить собственную популярность среди избирателей на местах. Так, в понедельник комитет по ассигнованиям Палаты представителей единогласно одобрил выделение 2,75 млрд. долл. на реализацию проектов, которые были инициированы отдельными законодателями, несмотря на отсутствие запросов со стороны Пентагона. При этом, по данным независимых мониторинговых центров, примерно половина выделенных денег достанется частным фирмам, которые в предыдущие два с половиной года пожертвовали членам подкомитета по оборонным ассигнованиям более 700 тыс. долл.
Председатель этого подкомитета конгрессмен-демократ Джон Мерта вообще попал в поле зрения Министерства юстиции США и комитета Палаты представителей по этике, после того как он передал 8-миллионный контракт фирме из Пенсильвании, перечислившей ему за четыре года 35 тыс. долл. Кроме того, подозревают, что Марта поддержал продолжение весьма затратных работ по созданию корпорацией Northrop Grumman кинетических противоракет-перехватчиков, поскольку эта фирма намеревается построить в его округе технический центр, который создаст 150 дополнительных рабочих мест.