В Майдугури исламисты разгромили городскую тюрьму.
Фото Reuters
В результате беспорядков, охвативших ряд штатов на севере Нигерии, погибли, по некоторым данным, до 150 человек. Начиная с воскресенья толпы вооруженных радикальных исламистов, называющих себя талибами, громили церкви и полицейские участки, убивая сотрудников правоохранительных органов, госслужащих и просто случайных прохожих. После ожесточенных столкновений погромщиков с силами правопорядка в регионе были усилены меры безопасности и введен комендантский час, однако ко вторнику властям так и не удалось полностью взять ситуацию под контроль.
Точной информации о жертвах беспорядков в Нигерии, самой многонаселенной стране Африки, пока нет. По данным властей, в списках погибших 65 человек: пять полицейских и 60 экстремистов. Однако, по сообщениям местных СМИ, только в штатах Борно и Кано убито более 150 человек.
Напомним: нигерийские талибы известны с 2004 года. Они добиваются установления в стране, где численность мусульман и христиан примерно равна, законов шариата, коренных изменений в системе образования и высылки всех граждан западных стран. Среди части исламистов велик авторитет проповедника Мохаммеда Юсуфа – противника светского образования и западной культуры. Эта группировка называет себя «Боко Харам» («Образование запрещено»). Именно аресты ее членов спровоцировали кровопролитие.
Беспорядки начались в воскресенье, когда бунтовщики атаковали полицейский участок в Баучи на северо-востоке страны. Талибы пытались захватить боеприпасы, однако нападение было отбито, а около 100 человек - арестованы. Утром в понедельник экстремисты, скандируя «Аллах Акбар!» («Аллах велик!»), разгромили полицейский участок города Потискум.
Тогда же нападению подвергся полицейский участок в Майдугури. Была сожжена городская тюрьма, откуда бежали заключенные. Как сообщает Reuters, в волнениях участвовали молодые люди, вооруженные самодельными взрывными устройствами, охотничьими винтовками, мачете, ножами, луками и стрелами. Для прекращения погромов пришлось привлечь армию, но, несмотря на комендантский час, в ночь на вторник в Майдугури были слышны взрывы и стрельба.
Эксперт-африканист, старший преподаватель Российского государственного гуманитарного университета Сергей Серегичев, в интервью «НГ» предположил, что нынешние столкновения не означают начала каких-то радикальных событий. «Как это неоднократно бывало в Нигерии, подобные акции, хотя сопровождаются большими жертвами, не способны взорвать ситуацию в стране в целом. Если бы в Нигерии не было нефти, мы бы об этой резне вообще никогда не узнали», – сказал он.
По словам Серегичева, нигерийские исламисты называют себя талибами, потому что стремятся получить финансирование от радикальных организаций. «Это обычная практика. Десятки организаций в мире заявляют, что они часть «Аль-Каиды», хотя на самом деле никак с ней не связаны», – пояснил он.
Серегичев объяснил возросшую активность исламистских группировок их стремлением заявить о себе. «Исламисты действуют жестко, потому что они пытаются выбить себе нишу. Они показывают себя в качестве значительной силы, чтобы их боялись, чтобы они могли спокойно жить в своих районах, контролировать наркоторговлю, торговлю людьми», – констатировал эксперт. По его мнению, в конечном итоге все сводится именно к повышению своего социального статуса. «Говорить о том, что исламизм в Нигерии представляет серьезную опасность, не стоит, потому что это способ самоидентификации с целью выживания», – подчеркнул собеседник «НГ».