На участки для голосования пришли почти 2 миллиона курдов.
Фото Reuters
В богатом нефтью иракском Курдистане начался подсчет голосов на состоявшихся в субботу президентских и парламентских выборах. Хотя официальные результаты станут известны не ранее сегодняшнего вечера, наблюдатели прочат победу нынешнему руководству автономии, которое выдвигает серьезные территориальные претензии к центральному правительству Ирака, чреватые, по мнению западных СМИ, гражданской войной. Впрочем, отечественные эксперты полагают, что ни одна из сторон пока не готова нарушить статус-кво.
Главной особенностью нынешних выборов является то, что впервые президент автономного региона избирался прямым народным голосованием. На этот пост претендовали сразу пять кандидатов, однако наиболее предпочтительные шансы у нынешнего главы Курдистана Массуда Барзани, который накануне выборов вновь пообещал добиваться от центрального правительства Ирака скорейшего решения проблемы так называемых спорных территорий. Впрочем, ни один курдский политик не готов идти на компромисс в данном вопросе.
Напомним: иракский Курдистан включает три северные провинции страны – Дахук, Эрбиль и Сулейманию. Регион обладает широкой автономией, имеет собственные флаг и гимн, а также отмечает свой национальный день. При этом курды требуют вернуть им 16 отторгнутых в период правления Саддама Хусейна районов, включая город Киркук, в окрестностях которого ежедневно добывается около 1 млн. баррелей нефти.
Курды намереваются сделать Киркук новой столицей своей автономии, однако против этого выступают проживающие там этнические арабы и туркоманы. Референдум о принадлежности города должен был состояться еще в 2007 году, но постоянно откладывался из-за того, что власти не могут решить, кто вправе участвовать в нем. Ситуация осложняется тем, что курды имеют собственные военные формирования – пешмерга, для которых они в последнее время активно закупали современное вооружение. В свою очередь, центральное правительство уже неоднократно грозило использовать армию, если курды попытаются установить контроль над спорными районами.
Что касается парламентских выборов, то борьбу за 111 мест в парламенте вели 509 кандидатов, объединенных в 24 избирательных списка. По оценкам наблюдателей, нынешние выборы не внесут существенных изменений в расстановку политических сил в Курдистане. Ожидается, что две крупнейшие партии региона – Демократическая партия Курдистана (ДПК) и Патриотический союз Курдистана (ПСК) – сохранят большинство в парламенте. При этом пост главы правительства Курдистана в соответствии с предварительной договоренностью между двумя ведущими партиями перейдет от представителя ДПК к ПСК. Как передает РИА Новости, наиболее вероятным претендентом на него считается Бархам Салех, занимающий в настоящее время пост заместителя премьер-министра Ирака.
Сенсацией прошедших выборов стала рекордно высокая явка – на участки пришли 78,5% избирателей. Причем в связи с высокой активностью электората властям пришлось перенести закрытие участков на один час, чтобы проголосовать смогли все желающие. Всего правом голоса в Курдистане обладают более 2,5 млн. человек. Не обошлось и без скандалов. Представители оппозиционных партий и движений обвинили власти в подтасовке результатов в ряде районов – прежде всего в столице автономии Ирбиле и прилегающих районах.
Профессор кафедры современного Востока факультета истории, политологии и права РГГУ Елена Мелкумян отметила в разговоре с «НГ», что уже на протяжении нескольких десятилетий две семьи – Талабани и Барзани – находятся у власти в Курдистане и поэтому не следует ожидать резких изменений.
Эксперт предположила, что после выборов курдское руководство вряд ли ужесточит свою позицию по отношению к Багдаду. «Джаляль Талабани является президентом Ирака. За счет этого курды поддерживают связь с центральной властью, и в настоящее время им невыгодно предпринимать шаги, направленные на достижение большей самостоятельности. Они, конечно, будут добиваться каких-то экономических преференций, но в политическом плане ситуация не изменится», – заявила Мелкумян.
По мнению собеседницы «НГ», референдум по Киркуку будет откладываться и дальше, поскольку пока приемлемого решения, которое не дестабилизирует ситуацию в стране, нет. «Никто не будет спешить с этим референдумом, тем более что сейчас его исход предсказать трудно», – констатировала профессор.