В Египте в кулуарах конференции неприсоединившихся стран состоялась беседа глав правительств Индии и Пакистана. Она может дать старт процессу примирения между соперниками, трижды встречавшимися на поле боя. Но индийцы заявляют, что существенных сдвигов на переговорах не будет, пока на пакистанской территории укрываются боевики, совершающие нападения на индийские города.
В египетском курортном городе Шарм-эш-Шейх, где проходит конференция неприсоединившихся стран, прошли переговоры между индийским премьером Манмоханом Сингхом и пакистанским премьером Юсуфом Раза Гиллани. Главы двух правительств обсудили возможность возобновления регулярных контактов между высокопоставленными представителями соседних государств. Эти контакты, нацеленные на то, чтобы выкорчевать корни застарелого конфликта, из-за которого Индия и Пакистан не раз подходили к грани войны в последние три десятилетия, были прерваны после нападения исламских экстремистов на Мумбаи в ноябре прошлого года.
Один из боевиков, устроивших бойню, находится в руках индийцев. Над ним идет суд. Установлено с большой долей достоверности, что он член террористической группировки Lashkar-e-Taiba («Армия чистых»), которая базируется на пакистанской территории. Индия требует, чтобы Пакистан сурово наказал зачинщиков атаки на ее коммерческую столицу. Кое-что в этом плане правительством Пакистана было сделано. Основатель «Армии чистых» Хафиз Саид, которого в Индии называют инициатором операции против Мумбаи, был помещен под арест. Однако недавно пакистанский суд освободил его, сославшись на недостаточность улик, подтверждающих причастность Саида к террористической акции.
Этот вердикт бросил тень на перспективы нормализации. Дели обвиняет Исламабад в том, что он не желает отказаться от поддержки исламистов, вскормленных пакистанской межведомственной разведкой. Эта тема была поднята Манмоханом Сингхом в Шарм-эш-Шейхе. «Инфраструктура террора должна быть демонтирована», – заявил он.
Тем не менее Гиллани оценил перспективы переговоров оптимистически. По его словам, они развиваются в позитивном направлении.
Дополнительную остроту в эту щекотливую ситуацию вносит визит в Индию госсекретаря США Хиллари Клинтон, который должен был начаться вчера. Вашингтон добивается от Дели ослабления нажима на Пакистан. Американцы хотят не только возобновления регулярного индо-пакистанского диалога. Они желают также, чтобы Индия отвела войска от границы с Пакистаном. А это позволит пакистанцам, в свою очередь, перебросить дополнительные силы от границы на север, в зону племен, где идут бои с «Талибаном».
Каковы же перспективы ослабления напряженности в отношениях между двумя ядерными государствами? В беседе с «НГ» обозреватель индийской газеты Times of India Бача Каркарая отметила, что линии коммуникаций между двумя правительствами должны быть открытыми. И потому встречу двух премьеров можно только приветствовать. Но переговоры могут стать бессмысленными, если Пакистан не начнет принимать действенных мер против террористов. Освобождение из-под стражи человека, замыслившего преступление в Мумбаи, – это плохой сигнал для индийцев. Каркарая не ждет прорыва от встречи премьеров.
Главный научный сотрудник ИВ РАН Феликс Юрлов в интервью нашей газете напомнил, что весной этого года в Индии прошли парламентские выборы. Накануне этого события и партия Индийский национальный конгресс (ИНК), возглавлявшая коалиционное правительство, и оппозиция в лице партии Бхаратия Джаната парти требовали предельно жестко говорить с Пакистаном. После того как ИНК и ее союзники одержали на выборах убедительную победу, у индийского правительства образовалось более широкое поле для маневра. Дели может пойти на определенный компромисс. К тому же он не заинтересован в обострении отношений с США. И все же распутать клубок индо-пакистанских противоречий очень сложно, заключил эксперт.