Осуществляющая в течение шести месяцев руководство Евросоюзом Швеция может стать его финальным председателем. Если после референдума 2 октября 2009 года Ирландия снимет возражения и вступит в силу Лиссабонский договор, в Европе появится свой президент со сроком полномочий 2,5 года.
Госчиновники, дипломаты в Большом Брюсселе вздохнули, конечно, с искреннем облегчением, когда председательство перешло от Чехии к Швеции. «Пражское полугодие» специалисты-аналитики оценили как самое неспокойное, а главное – малорезультативное. Теперь чешская незавершенка переходит в повестку дня шведов, которая и без того обширна и сложна. Однако ни премьер-министр скандинавской страны Фредрик Рейнфельдт – 21-й председатель Совета Евросоюза, ни глава МИДа Карл Бильдт подобных перегрузок, похоже, не боятся. Министр-координатор по ЕС-вопросам Сесилия Мальмстрём представила на особом интернет-сайте (http://se2009.eu) «Рабочую программу» на 46 страницах. За полгода должно состояться 113 межправительственных встреч в 26 городах.
При любом сценарии шведы рассчитывают на активизацию «большого треугольника»: Евросовет–КЕС–Европарламент. Если Еврокомиссия может остаться надежным партнером для Стокгольма, то так нельзя сказать о новом Европарламенте. Его состав (736 делегатов) почти полностью обновился после очередных выборов в июне. Неизвестно, кто станет во главе влиятельных парламентских комитетов, как изменится расстановка сил между семью фракциями. Большая загадка – как поведут себя депутаты-новобранцы, особенно разношерстные радикалы и популисты. Не добавила стабильности договоренность руководства стран – членов ЕС относительно повторного назначения Жозе Баррозу в качестве председателя КЕС на следующий пятилетний срок. В Европарламенте против него настроена большая коалиция из левых партий и зеленых, вполне вероятно ожидать появления альтернативного кандидата.
В этом политсеместре шведское руководство намерено энергично разгребать последствия кризиса. Ожидается особая борьба, в частности, относительно создания органа по надзору за финансовой системой и Европейской комиссии системного риска. Эти вопросы тесно связаны с конфликтной сферой компетенции ЕЦБ. Первая проверка состоится уже 15–17 июля в Стокгольме на неформальной встрече глав правительств стран-членов по реализации Стокгольмской программы 2009–2014 годов для укрепления третьей опоры ЕС – «свободы, безопасности, вопросов правопорядка».
Дополнительным препятствием на тернистом творческом пути шведского руководства стали политгарантии, выданные на саммите ЕС 19 июня с.г. в Брюсселе Ирландии (сохранения суверенитета страны, а также сохранения запрета на аборты, основ налоговой политики и военного нейтралитета). Они подверглись отрытой критике со стороны ряда лидеров ЦВЕ, поскольку изменяют принципы Лиссабонского договора. Следующим афронт-шагом в этом ряду стало решение Конституционного суда ФРГ, потребовавшего усилить в нацзаконодательстве положения о контрольных правах Бундестага и ландтагов в отношении еврозаконов.
Особую напряженность между странами ветеранского ядра и новобранцами ЕС создали протекционистские меры, в частности, предпринятые президентом Франции Николя Саркози. Восточноевропейские политбоссы выражают недовольство урезанием количества еврокомиссаров в КЕС за счет ЦВЕ, отказом от права вето и переходом на новую систему голосования большинством по Лиссабонскому.
Кроме того, Швеции предстоит подготовить Евросоюз к участию в международных переговорах по проблемам климата, которые состоятся в Копенгагене в декабре. Поставив высоко планку в приоритетном экологическом вопросе, Стокгольм рискует столкнуться с жесткой оппозицией США и КНР. Крайне важной в этой связи стала встреча Рейнфельдта с президентом Бараком Обамой на саммите G8 в Италии. Нашел ли он убедительные аргументы, чтобы Соединенные Штаты поступились реальными экономическими выгодами и присоединились к линии Европы в вопросе снижения промышленных выбросов? Еще один и последний, вероятно, шанс у него будет на регулярной двусторонней встрече ЕС–США, которая намечена на начало ноября на североамериканском континенте.
Таким образом, шведское председательство вряд ли окажется легким, некоторые эксперты даже называют его «адским полугодием». Каков будет результат, станет известно скоро, через каких-то полгода.