Власти в столице Синьцзян-Уйгурского автономного района объявили, что проводить митинги можно только с их разрешения. Город контролирует вооруженная полиция. Но обстановка остается накаленной. Выясняется, что спецслужбы не сумели распознать признаков назревающего бунта.
Бюро общественной безопасности в Урумчи оповестило жителей о том, что большому количеству людей собираться на открытом воздухе без его согласия запрещено. Это предписание связано с тем, что по китайскому обычаю поминать умерших родственников принято на седьмой день после кончины. А погром, во время которого от рук уйгуров погибли более 100 китайцев, начался как раз в ночь с 5 на 6 июля.
Китайские власти обнародовали новые данные о жертвах кровопролития. Если раньше говорилось о 156 погибших, то на 12 июля дается цифра 184. Из них 137 ханьцев (китайцев), 46 – уйгуров и один представитель мусульманской общины хуэй (дунгане). Лидер Всемирного конгресса уйгуров Ребия Кадер опровергает эти цифры. Она утверждает, что погибших могло быть до 3 тыс. человек. Однако иностранные репортеры, побывавшие в городских больницах и беседовавшие с местными жителями, сообщают, что скорее близки к истине данные, приводимые китайской стороной.
Корреспондент телевизионной компании Cи-эн-эн посетил один из госпиталей. Раненые уйгуры и китайцы там лежат в разных местах. Большинство ранений нанесено тупым оружием. Китаянка с почерневшим от ран лицом рассказала, что в лавку ворвались молодые уйгуры и стали избивать палками ее и мужа. У некоторых пациентов ранения пулевые. Это может служить подтверждением того, что военная полиция открывала огонь по участникам бунтов.
Репортерам также удалось поговорить с мальчиком девяти лет, живущим в уйгурской части города. У него еще несколько дней назад был отец, матери в городе нет. А сейчас судьба отца неизвестна. Его арестовали, как и более тысячи других уйгуров, заподозренных в участии в стычках. Многие уйгуры подозревают, что полиция скрывает сведения об их погибших собратьях.
Ясно, что обе этнические общины пострадали от насилия. Участники стычек безжалостно калечили и убивали случайных людей, попавшихся им на пути. Залечить психологические раны, искоренить взаимную вражду будет чрезвычайно трудно.
Китайцы считают, что уйгуры должны быть им благодарны за то, что район быстро развивается, строятся школы, дороги, разрабатываются нефтяные прииски. А уйгуры обвиняют китайцев в том, что они забирают себе лучшие рабочие места. Многие коренные жители края убеждены, что коммунисты подавляют мусульманскую религию, хотят затруднить им использовать родной язык в правительственных учреждениях.
Власти объявили, что выплатят семье каждого невинно погибшего компенсацию в размере около 29 300 долл. Но каким образом будет устанавливаться, кому положена компенсация, неясно.
Турецкий премьер-министр Реджеп Эрдоган, касаясь участи уйгуров в Синьцзяне, сказал, что там имел место геноцид. Однако Шанхайская организация сотрудничества, куда входят помимо Китая Россия, а также новые независимые государства Центральной Азии, заявила, что события в Урумчи являются «внутренним делом Китая».
Между тем стало известно, что еще за несколько дней до столкновений по городу ездили такси, на которых были начертаны на уйгурском языке призывы провести демонстрации. Но китайские спецслужбы, имеющие разветвленную сеть агентуры в неспокойном регионе, не сумели распознать признаки надвигающихся потрясений.