Республиканцу Норману Коулману не удалось оспорить победу демократа Эла Франкена на выборах сенатора от Миннесоты, состоявшихся в ноябре прошлого года. Верховный суд штата не согласился с аргументами Коулмана и отверг его апелляцию. Теперь демократическая фракция Сената получила заветные 60 мест в верхней палате парламента. Однако старые проблемы остались, и скоро будет ясно, не привнесет ли Франкен в ряды союзников новые противоречия.
Определить победителя не могли более семи месяцев. Первоначально им был объявлен Коулман, якобы обошедший своего соперника из Демократической фермерской рабочей партии Миннесоты на 215 голосов. Однако, поскольку разрыв составлял менее половины процента, секретарь штата Марк Ричи принял решение о ручном пересчете голосов, предусмотренном в этом случае избирательным законом штата.
Повторный подсчет голосов изменил итоги выборов. В результате 5 января 2009 года избирательная комиссия объявила, что за Франкена было отдано на 225 голосов больше, чем за Коулмана. 6 января республиканец начал апелляционное судебное разбирательство, однако это только увеличило разрыв не в его пользу до 312 голосов. 20 апреля Коулман обратился с повторной апелляцией в Верховный суд Миннесоты. Наконец, самая длинная в истории штата кампания по выборам сенатора завершилось: апелляция была отвергнута 30 июня.
Таким образом, по окончании перерыва в работе, связанного с отмечающимся 4 июля главным национальным праздником США Днем независимости, в ближайший понедельник в Сенат отправится человек, впервые получивший популярность в качестве комедийного актера, автор целого ряда бестселлеров, примерно за два года до выборов покинувший шоу, носящее его имя, на либеральной радиостанции Air America Radio. Лицо Франкена узнаваемо, в Америке он знаменитость и пользуется репутацией человека с отменным чувством юмора.
Победа Франкена представляет для демократов тем большую важность, что Эл стал шестидесятым представителем демократической коалиции в 100-местном Сенате. Помимо 58 членов Демократической партии в коалицию входят два независимых. Число 60 является заветным для сената, так как коалиция, получившая как минимум 60 мест, может преодолеть попытки меньшинства с помощью процедурных уловок блокировать принятие неугодных ей законопроектов.
Таким образом они получают возможность без оглядки на оппонентов проводить собственные инициативы, например, реформы в области здравоохранения и борьбы с изменениями климата, проталкиваемые администрацией президента США Барака Обамы. Еще одно важное решение, которое демократы хотели бы провести через парламент, – утверждение федерального судьи апелляционного суда США второго округа Сони Сотомайор на должность члена Верховного суда страны. В случае успеха она станет первым в истории США верховным судьей латиноамериканского происхождения. Кандидатуры Сотомайор и еще целого ряда претендентов на различные должности в правительстве и Верховном суде были предложены Бараком Обамой и стали настоящим яблоком раздора между республиканцами и демократами.
И все же, победа Франкена еще не гарантирует полный успех. Сенаторы-демократы Эдвард Кеннеди и Роберт Берд уже несколько недель не приходят на заседания по болезни, там самым лишая союзников критически важных голосов. Кроме того, как отмечают, американские СМИ, демократическая коалиция состоит из отличающихся по своей линии парламентских групп, причем ключевые посты занимают центристы. Так что внести раздор в ряды демократов, ищущих консенсуса по целому ряду вопросов, может и сам Франкен, исповедующий левые взгляды. Не случайно его избрание приветствовали профсоюзы, в поддержку которых он неоднократно высказывался во время своей предвыборной компании. Известно также, что в ходе предвыборной кампании Франкен едко высмеял поддержанный демократами план по спасению банков, так как он показался ему слишком правым. Так что пока не ясно, какую позицию в конечном итоге займет Франкен по этому и другим экономическим вопросам.
Так или иначе, но сенаторы-демократы все же считают, что «плохой друг» демократ с большей вероятностью поддержит партийные инициативы, чем «хороший враг» республиканец. «Каждый голос может помочь», – считает представитель лидера демократического большинства в Сенате Гарри Рейда.