Иранская оппозиция продолжает протесты за рубежом.
Фото Reuters
Мир-Хосейн Мусави, потерпевший поражение на президентских выборах 12 июня, отверг предложение консерваторов провести частичный пересчет бюллетеней и вновь потребовал аннулировать результаты голосования. Со своей стороны власти Ирана пытаются воспрепятствовать дальнейшим выступлениям оппозиции, которая считает, что недавние выборы были подтасованы. Между тем Россия выступает против жесткой критики в адрес Тегерана, опасаясь, что она помешает решению иранской ядерной проблемы.
«Подобный пересчет не устранит неопределенность. Нет другого пути, кроме как аннулировать результаты голосования. Некоторые члены совета не беспристрастны», – говорится в заявлении Мусави, размещенном на его сайте в интернете. Другой проигравший кандидат – Мехди Кяруби также отверг предложение о проведении частичного пересчета.
Наблюдательный совет, контролирующий ход выборов, предложил провести пересчет 10% бюллетеней в присутствии как властей, так и оппозиции. Однако представители этого органа заявили, что в целом никаких серьезных нарушений во время прошедших выборов выявлено не было.
Напомним: на прошлой неделе властям с помощью угроз, арестов и насилия, в результате которых погибли по меньшей мере 20 человек, удалось подавить массовые протесты, охватившие иранскую столицу после объявления итогов выборов. МВД Ирана создало специальный суд для рассмотрения дел задержанных участников выступлений оппозиции, а один из наиболее консервативных религиозных лидеров даже призвал казнить организаторов акций протеста. «Я прошу судебные власти обходиться резко и жестоко с лидерами протестов, которых подкармливают США и Израиль, чтобы это стало уроком для других», – заявил во время пятничной проповеди Ахмад Хатами.
Вчера западные СМИ сообщили со ссылкой на международную правозащитную организацию Amnesty International, что религиозная полиция «Басидж» задерживает раненых участников выступлений оппозиции прямо в больницах и увозит их в неизвестном направлении. По данным правозащитников, в Тегеране и других городах прошли аресты среди преподавателей вузов и политических активистов.
Кроме того, поступает информация о том, что «Басидж» проводит ночные рейды устрашения, в ходе которых полицейские врываются в дома, устраивают погромы и избивают граждан. Как предполагают наблюдатели, это делается с целью прекратить ежевечернее скандирование с крыш лозунга «Аллах акбар!», с помощью которого сторонники оппозиции демонстрируют свою непокорность властям.
Между тем переизбранный на второй срок президент Ирана Махмуд Ахмадинежад пригрозил в субботу, что новое правительство Ирана будет придерживаться более решительного и жесткого подхода в отношениях с Западом в ответ на якобы имевшее место вмешательство во внутренние дела ИРИ. Иранский лидер также вновь подверг критике лично президента США Барака Обаму за его высказывания в поддержку действий оппозиции. «Разве он говорил, что добивается перемен? Почему он вмешивался? Почему он делал заявления, нарушающие нормы?» – заявил возмущенно Ахмадинежад в своем выступлении.
Собравшиеся в итальянском Триесте главы МИД стран G8, куда входит и Россия, осудили насилие, вспыхнувшее в Иране после выборов, и призвали Тегеран как можно скорее урегулировать кризис путем демократического диалога. «Мы осуждаем насилие, последовавшее за выборами и приведшее к гибели мирных иранцев, и настоятельно советуем Ирану уважать фундаментальные права человека, включая свободу слова», – говорится в обнародованном в пятницу заявлении министров иностранных дел. При этом «восьмерка» дала понять, что готова к продолжению переговоров с Ираном по ядерной проблематике.
Как передает AFP, это заявление явилось результатом компромисса между большинством членов G8 и Россией, которая выступила против изоляции Ирана. Глава МИД РФ Сергей Лавров предупредил, что изоляция Ирана может подорвать усилия по налаживанию диалога с ИРИ в ядерной области. В итоге министры, с одной стороны, призвали власти Ирана «гарантировать, что воля иранского народа отражается в электоральном процессе», но с другой, они не стали требовать пересчета голосов и не поставили под сомнение результаты выборов.