0
2001
Газета В мире Интернет-версия

29.06.2009 00:00:00

Россия-НАТО: перемирие на Корфу

Тэги: россия, нато, ес


россия, нато, ес Глава МИД России Сергей Лавров стал одним из главных ораторов на Корфу.
Фото Reuters

Греческий остров Корфу стал местом примирения России и НАТО и первого после августовской войны 2008 года обстоятельного обсуждения перспектив обеспечения безопасности в Европе. Эти темы входили в повестку дня встречи министров иностранных дел стран–участниц ОБСЕ и неформальной сессии Совета Россия–НАТО. Итоги встреч свидетельствуют о значительном улучшении отношений Москвы с Западом. Насколько устойчиво это потепление, вероятно, покажет визит президента США в Москву.

Двухдневная неформальная встреча министров иностранных дел стран–участниц ОБСЕ началась в субботу вечером и завершилась вчера во второй половине дня. Мероприятие проходило на греческом острове Корфу по инициативе председательствующих в организации Афин. Министр иностранных дел Греции Дора Бакоянни призвала провести «откровенный и открытый диалог по настоящему и будущему европейской безопасности». Согласно ее заявлению, собравшиеся дипломаты из 56 стран–участниц ОБСЕ и представители международных организаций и объединений – ЕС, НАТО, СНГ, ОДКБ – начали «Корфуский процесс» по европейской безопасности. Следующая встреча министров пройдет в Афинах в декабре.

Мозговой штурм на Корфу

«Давно пора дать честную оценку того, что мы достигли сообща, где мы не сумели достичь своих целей и как нам объединить усилия, чтобы ответить на общие вызовы», – сказала Бакоянни на мероприятии. Она признала, что еще лишь предстоит достигнуть поставленной цели – «единого континента, построенного на универсальных принципах и неделимой безопасности».

Подобные заявления, сделанные от лица страны–члена НАТО и действующего председателя ОБСЕ, своим содержанием подкрепляют прозвучавший ранее призыв Москвы строить новую архитектуру европейской безопасности. Как известно, год назад в Берлине президент России Дмитрий Медведев предложил разработать новый Договор о европейской безопасности. Предложение вызвало неоднозначную реакцию на Западе. Уже в этом году Высокий представитель ЕС по внешней политике и политике безопасности Хавьер Солана, а также официальный представитель НАТО Джеймс Аппатурай заявили, что Европа готова к такому обсуждению, но при этом «никто не должен думать, что это означает наше недовольство теми институтами, которые есть». Очевидно, что США и ЕС способны помешать любым попыткам ослабить или серьезно реформировать НАТО и ОБСЕ. И тем не менее искать компромиссы необходимо. Встреча на Корфу, где Москва рассчитывала на «мозговой штурм» по всем аспектам евроатлантической безопасности и сотрудничества, могла бы стать важным шагом на этом пути.

Как заявил «НГ» проректор МГИМО профессор Алексей Богатуров, суть инициативы Медведева в том, чтобы взять «живое, что еще осталось от Заключительного Хельсинкского акта, добавить к тому, что накопилось нового в европейских политических реалиях с 1991 года, и объединить все это в договор, который стал бы кодексом поведения для европейских стран». По мнению эксперта, наполнение документа может быть весьма разнообразным – Россия готова обсуждать разные идеи. «В каком-то смысле – это отступление от тех романтических ожиданий, с которыми мы прожили все 1990-е годы и последнее десятилетие: мы думали, что все, может быть, хорошо. А теперь мы понимаем, что надо описывать, фиксировать и придумывать механизмы гарантирования исполнения (обязательств)». Если просто полагаться на честное слово, как мы делали при Горбачеве и при Ельцине, то это лишь усугубит ситуацию, считает эксперт.

Позитивные переговоры Лаврова

Встрече по линии ОБСЕ в минувшую субботу также на острове Корфу предшествовало неформальное заседание министров иностранных дел государств–членов Североатлантического альянса и главы МИД России Сергея Лаврова в рамках Совета Россия–НАТО (СРН).

И хотя между сторонами подтвердились серьезные разногласия, в частности, по поводу прошлогоднего августовского конфликта в Южной Осетии, генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер и Лавров оценили переговоры как «в целом позитивные». Участникам заседания удалось договориться о возобновлении политических и военных контактов.

Решено вести дискуссии по интересующим стороны проблемам и осуществлять совместные мероприятия. В частности, речь пойдет о борьбе с террористами и пиратами в акватории Средиземного моря (операция Active Endeavor) и в районе Африканского Рога (операция Allied Protector), а также о транзите военных и невоенных грузов в Афганистан через территорию России. Предполагается также организовать семинар о концепциях национальной безопасности. Напомним, что деятельность СРН – главной диалоговой площадки России и НАТО – была заморожена по инициативе альянса после пятидневного вооруженного конфликта вокруг Южной Осетии.

Как заявил на заключительной пресс-конференции Лавров, по Закавказью наши позиции с большинством стран НАТО по-прежнему расходятся. «Всем необходимо признать новые реалии. Наши решения, которые были приняты после развязывания Тбилиси войны, необратимы и их нужно учитывать в практических делах», – подчеркнул министр. Схеффер, в свою очередь, сказал: «Я не жду, что этот вопрос будет решен в ближайшее время, но я не рассматриваю данную проблему как камень преткновения».

Столб на пути к нормализации

По мнению авторитетного американского агентства Bloomberg, заседание на Корфу ознаменовало конец провозглашенной НАТО в прошлом году политики «no business as usual», иными словами – отказа вести дела с Россией, как если бы конфликта в Закавказье не было бы.

Однако Алексей Богатуров более осторожен в оценках перспектив взаимодействия России с Западом: «Ничего произойти не может до практических решений по линии российско-американских отношений. То, что произошло на Корфу, – это очередной столбик или даже целый столб, который вбит для обозначения маршрута». Эксперт напоминает, что в связи с событиями вокруг Грузии нашим отношениям с Вашингтоном объективно нанесен ущерб. «Компенсировать его можно только новыми реальными общими проектами. А пока мы занимаемся взаимной психотерапией. Ей тоже надо заниматься, но не следует тешить себя иллюзиями. Движение вперед возможно только на основе практических дел. Это – самое слабое наше место на фоне обилия ободряющих деклараций с их и с нашей стороны», – полагает Алексей Богатуров.

Эксперт напомнил: уже год мы живем в ситуации, когда утверждение, что Россия и США не могут ни при каких условиях быть гипотетическими противниками, поставлено событиями в Грузии под жирный вопрос. Ни мы, ни американцы не дезавуировали свои действия, продолжает Богатуров. Можно ли делать серьезную политику, переступив через то, что было? Специалист отвечает на этот вопрос положительно: русские и американцы могут обо всем поговорить при закрытых дверях, наметить конкретные шаги, которые бы носили компенсирующий характер, то есть явно вели бы к расширению сферы выгодного нам и им сотрудничества, а неприятную ситуацию не обсуждать. Насколько реализуем такой сценарий, вероятно, станет понятно уже в самом ближайшем будущем. Визит президента США Барака Обамы в Москву намечен на 6–8 июля.

Оснований для возобновления диалога и сотрудничества достаточно много. Как говорит Схеффер, «НАТО нуждается в России, а Россия нуждается в НАТО». Многие проблемы международной безопасности, в том числе борьба с экстремизмом, терроризмом, распространением оружия массового поражения и ракетных технологий невозможно решать изолированно друг от друга. Но, похоже, определяющим является именно то обстоятельство, что курс на перезагрузку отношений с Россией объявил президент США.

«Пустая встреча»?

Правда, в возобновление сотрудничества между Россией и НАТО верят далеко не все специалисты. Некоторые вспоминают, что попытка перезагрузки отношений между Брюсселем и Москвой уже была в 2002 году после окончания войны в Югославии и ввода в Косово российского миротворческого контингента. Это попытка закончилась не в 2008 году после событий в Южной Осетии, а значительно раньше, когда руководство России приняло решение о выводе своих солдат с Балкан, так как под их прикрытием, как считали в Кремле, проводилась операция по отторжению края Косово от Сербии. Все последующие совместные мероприятия были отравлены ядом недоверия. Особенно после того, как совместную программу по созданию ПРО ТВД в Брюсселе вдруг решили совместить с развертыванием третьего позиционного района стратегической ПРО США в Восточной Европе. Этот план в Москве продолжают считать угрозой своим стратегическим силам сдерживания.

Президент Академии геополитических проблем генерал-полковник Леонид Ивашов не верит в возможность сотрудничества России и НАТО. Встречу на Корфу в разговоре с «НГ» он назвал «пустой». «Я задумался, что означает сотрудничество между нами? Что у нас было реально? – спросил он и сам ответил. – Встречи, разговоры, дискуссии... Ни одного серьезного дела или решения, которое было бы проведено в жизнь. А под эти контакты и разговоры НАТО решала сугубо свои задачи. В абсолютном большинстве, без учета или вопреки мнению России. И что тут возобновлять, непонятно».

Заместитель директора Института США и Канады РАН генерал-майор Павел Золотарев, наоборот, считает сотрудничество с НАТО возможным и необходимым. «Если взглянуть на Североатлантический альянс объективно, – говорит он, – то можно заметить, как он трансформируется. Большинство государств, входящих в него, сокращают свои военные расходы. Они уже меньше 2% от ВВП. И это несмотря на риторику из Вашингтона и Брюсселя об усилении угроз безопасности. Там давно поняли, что никаких опасностей со стороны России для них не существует, и сосредотачиваются на решении проблем внутренней безопасности». По мнению Золотарева, европейские страны уже сделали вывод, кто был виноват в августовском конфликте. «Многие из них понимают, что сами вынудили Россию признать Южную Осетию и Абхазию. Тем более что Москва почти 15 лет говорила о незыблемости территориальной целостности Грузии».

«Мы обречены на сотрудничество, – говорит военный ученый. – И в Афганистане, и по проблеме нераспространения оружия массового поражения, и даже по проблеме ПРО ТВД, если американцы откажутся от идеи третьего позиционного района в Европе». «Я за сотрудничество, – говорит Павел Золотарев, – но вижу в нем большие трудности. Европа должна изживать в себе натоцентризм. Надо думать о новой системе обеспечения безопасности на континенте, о той, которую предлагает президент Медведев, а НАТО, как и другие элементы, будет там только одной из составных частей обеспечения этой безопасности».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1819
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1141
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
836
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1121

Другие новости