Сегодня в Брюсселе завершается летний саммит Евросоюза. Обсуждение официальной повестки дня главы государств и правительств 27 стран сообщества начали накануне вечером с двухчасового рабочего заседания, а неформальной – на последовавшем затем позднем рабочем обеде.
Встреча обещает пройти относительно спокойно. Во всяком случае вопросов, не раз вызывавших на таких форумах критические обострения в ЕС, на сей раз не просматривается.
Как и ожидалось, саммит поддержал желание председателя Комиссии ЕС Жозе Мануэла Баррозу продолжить деятельность на посту главы этого исполнительного органа сообщества на следующие пять лет. Был обсужден также вопрос о «гарантиях» Ирландии, которые, как надеются в Брюсселе, позволят организовать осенью повторный и более успешный референдум по Лиссабонскому договору о реформе ЕС, чем провальный ровно год назад.
Первоначально в Брюсселе не планировалось уделить особое внимание проблеме энергобезопасности. Но сыграли роль новые обстоятельства. Во-первых, это предложение президента Дмитрия Медведева о совершенствовании международно-правовой базы сотрудничества в энергетической сфере. В ходе майского саммита РФ–ЕС в Хабаровске высшие представители сообщества выразили намерение изучить его. Во-вторых, как сказал сам глава Комиссии ЕС, получив на исходе мая письмо премьер-министра Владимира Путина о возможных проблемах с транзитом газа, он обещал ему рассмотреть на саммите инициативу РФ об участии ЕС в кредитовании Украины во избежание рецидивов газовых кризисов. В-третьих, политиков ЕС все более ставит в тупик бесконечное политическое противостояние в Киеве.
Перед саммитом ЕС проблемы газотранзита были главной темой и заседания Совета сотрудничества ЕС–Украина 16 июня в Люксембурге. Премьер-министр Юлия Тимошенко успокаивала на нем европейцев заверениями, что Киев готов «использовать цивилизованную процедуру заимствования средств для оплаты российского газа у европейских банков под коммерческие проценты». Саммиту ЕС Баррозу представил доклад о положении в газовой сфере, для подготовки которого в России и Украине на прошлой неделе работала специальная экспертная миссия ЕС.
17 июня в Киев с совместной миссией прилетали министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер и его польский коллега Радослав Сикорский. Учитывая противоборство украинских политических лагерей и финансово-экономические проблемы, Штайнмайер заявил, что в Украине сейчас налицо «множественный кризис». Берлин и Варшава готовы содействовать Украине в получении помощи МВФ, но для этого необходимо «выполнение политических условий» в виде «минимума сотрудничества» спорящих сторон. Штайнмайер, сообщают немецкие СМИ, «подчеркнуто призвал украинское руководство не допустить эскалации споров с Россией».
Участники брюссельского саммита не смогли в один присест определиться в многослойных вопросах энергосферы. Внимание к ней не ослабевает, хотя понятно, что прежде всего лидеры ЕС решали неотложные проблемы борьбы с глобальным финансово-экономическим кризисом. Рассматривалась действенность предпринимаемых контрмер и программ, однако в странах сообщества по-прежнему нет стабилизации.
В качестве одной из важных мер предотвращения финансовых спекуляций и крахов в повестку дня саммита был поставлен вопрос о создании наднациональных институтов финансового надзора. Это Европейский совет по предотвращению системных рисков и еще три структуры, на которые собираются возложить контроль за деятельностью финансового и банковского секторов, а также рынка страхования. Соответствующие предложения сформулированы Комиссией ЕС, причем Баррозу ратует за то, чтобы они были практически реализованы уже в 2010 году. Это вызывает споры.
Вразрез с франко-германской позицией Лондон против передачи контроля над банками и страховыми обществами общеевропейскому органу, за сохранение полномочий национальных институтов надзора. Сомнения испытывают и некоторые малые страны ЕС, особенно в Восточной Европе. Поскольку в их банковской системе доминируют крупные банки больших стран, то их национальный контроль может утратить реальное значение. Но инициатива Баррозу может пройти, так как носит пока общий характер и, как предполагается, должна быть конкретизирована осенью при представлении в виде законопроектов Европейскому парламенту.
Кстати, осенью ему решать и дальнейшую судьбу Жозе Мануэла Баррозу. Лидеры ЕС выразили ему сейчас «политическую поддержку». Но утверждать в должности председателя Комиссии ЕС – это прерогатива Европейского парламента. Причем большинством голосов, которых после недавних выборов в Европарламент у Баррозу заведомо нет.
За его повторное назначение выступает фракция консерваторов – Европейская народная партия (ЕНП), имеющая только 36% голосов. А «зеленые», социал-демократы и левые – против. Лидер соцфракции Мартин Шульц подчеркивает: «Господин Баррозу стоит за политику, против которой мы выступали на выборах в парламент». Да и партии, входящие во фракцию ЕНП, нервируют Баррозу, заявляя, что прежде потребуют от него дополнительных обязательств поддержки парламентских законопроектов.
Вероятнее всего кадровые игры закончатся тем, что следующий глава Комиссии ЕС будет все же называться Баррозу. Необходимое большинство обеспечат компромиссами и обещаниями, а также распределением функций и постов в новом составе Европарламента. Другой кандидатуры у ЕС все равно нет. «Никому он в действительности не нравится, но он неизбежен», – приводит резюме одного дипломата в Брюсселе корреспондент AFP.
Впрочем, эти и другие европейские дела уже не будут непосредственно волновать чешское председательство. С 1 июля оно в порядке полугодовой ротации переходит к Швеции.