Нынешний июнь – время массовых выступлений в Эстонии.
Фото Reuters
Эстонские профсоюзы провели во вторник общереспубликанскую забастовку протеста против курса правительства на сокращение социальных гарантий трудящимся. Однако власти страны ответили на эти выступления принятием закона об использовании армии для подавления массовых беспорядков.
На призыв эстонских профсоюзов ответить стачкой на последовательное сокращение праволиберальным эстонским правительством социальных гарантий трудящимся в условиях безработицы, перевалившей рубеж 10% всего трудоспособного населения, откликнулись текстильщики Нарвы, работники муниципального транспорта Таллина, Тарту и ряда других городов. К забастовке присоединились также работники крупных торговых центров и энергетики. Автобусное, троллейбусное и трамвайное движение в столице Эстонии было парализовано на целый час, в Тарту же общественный транспорт и вовсе не работал. Столичные муниципальные власти, по словам вице-мэра Таллина Яануса Мутли, рассматривают возможность взыскания нанесенных забастовкой убытков с правительства, допустившего возникновение такой ситуации.
Лидер эстонских профсоюзов Харри Талига за день до забастовки встречался с членами Правовой комиссии эстонского парламента, но, по его словам, переговоры не принесли результатов. Более того, как отметил профсоюзный вожак, эстонские политики намерены в нарушение Европейской социальной хартии удлинить рабочий день. С 1 июля вступают в силу и поправки к Закону о трудовом договоре, позволяющие работодателям увольнять работников по сокращению штатов и экономить на выплате компенсаций.
Однако безработица уже и так высока. По оценке экспертов, за последние полгода две трети эстонских фирм и предприятий провели массовые сокращения или их планируют в ближайшем будущем. Треть предпринимателей сократили работникам зарплату. Эстонии, правда, далеко до радикальных латвийских мер, где на 10% снижены размеры пенсий у неработающих пенсионеров и на 70% у подрабатывающих.
Общереспубликанская забастовка пока не слишком обеспокоила правящие партии. Во-первых, потому, что эстонские профсоюзы сегодня слабы и малочисленны. Во-вторых, население эстонской столицы, напуганное апрельскими беспорядками 2007 года, опасается их повторения и поэтому не стремится массово выражать свое недовольство на улицах и площадях. И, наконец, парламент принял подготовленный правительством законопроект, позволяющий использовать против бунтующих граждан не только полицию с водометами, но и армию с бронетранспортерами.
Объявленная цель задействования военных – предотвращение массовых беспорядков и охрана «стратегических объектов». К числу последних относятся резиденция президента, здания правительства и парламента. Оппозиционные социал-демократы, лидер которых Юри Пихл участвовал в разработке закона, когда занимал пост главы МВД, теперь выражают беспокойство, что закон может быть использован в ущерб демократии. Ведь согласно закону уголовному наказанию подлежат, в частности, «лица, подстрекающие к массовым беспорядкам». «Если профсоюз организует забастовку, которую объявляют незаконной, то такое мероприятие можно квалифицировать как массовые беспорядки, а организаторов посадить в тюрьму на пять лет», – заявил интернет-изданию Postimees.ее социал-демократ Индрек Саар.
Таллин