Сегодня в Афганистане официально стартует избирательная кампания по выборам президента, которая продлится два месяца. На высший пост претендует 41 человек. Фаворитом считается действующий президент Хамид Карзай. Для обеспечения безопасности голосования министры обороны НАТО решили направить в страну дополнительно до 10 тыс. солдат. Тем временем США до осени увеличат свое военное присутствие вдвое по сравнению с концом прошлого года – до 68 тыс. военных.
Окончательный список кандидатов в президенты Центризбирком Афганистана обнародовал в минувшую субботу. В нем значится 41 политик. Самая известная фигура – нынешний президент Хамид Карзай, который стоит во главе афганской политики с 2001 года. За семь лет пребывания у власти Карзая по меньшей мере дважды пытались убить, он вызывал в свой адрес критику не только местных оппонентов, но и американцев, на чьих штыках фактически держалось его правительство. Тем не менее мандат Карзая на руководство Афганистаном до сих пор был достаточно прочным: в 2001 году его как руководителя временной администрации одобрило международное сообщество, в 2002 году он был утвержден всеафганским совещанием авторитетных религиозных и общественных деятелей Лойя-джирги, а в 2004 году – избран президентом на первых всенародных выборах. Нынешнее голосование, намеченное на 20 августа, может оказаться для него не менее сложным.
Среди оппонентов Карзая – два бывших члена его кабинета, экс-министр иностранных дел Абдулла и экс-министр финансов Ашраф Гани, еще ряд бывших чиновников, а также бывший талибский командир, переквалифицировавшийся в депутата, и две женщины. Как заявил «НГ» профессор Виктор Коргун, завсектором Афганистана Института востоковедения РАН, некоторые достаточно влиятельные претенденты на пост в последнее время сошли с дистанции в пользу Карзая, в том числе лидеры крупнейших этнических групп генерал Абдул Рашид Дустум (лидер афганских узбеков) и один из лидеров хазарейцев-шиитов Мохаммад Мохакек.
У Карзая есть несколько козырей. Во-первых, у него большой стаж работы на посту, он имеет широчайшие международные связи, отметил профессор Коргун. «В 2004 году накануне выборов я был в Афганистане, и афганцы говорили, что Карзай имеет наибольшие шансы не только потому, что он – пуштун (пуштуны всегда были во главе Афганистана за исключением двух небольших периодов в новейшей истории страны), но и потому, что он умеет выколачивать из мирового сообщества деньги. Сейчас это опять ставится ему в заслугу, – сказал эксперт. – Его последний рывок был в декабре 2008 года на Парижской конференции, когда он выдвинул чуть ли не требование – предоставить Афганистану 50 миллиардов долларов. Ему пообещали около 30 миллиардов, но это был большой успех».
В последние месяцы Карзай усилил поиск альтернативных путей выхода из кризиса. Сразу несколько источников сообщали, что идут непрямые, но все же достаточно серьезные контакты между администрацией Карзая, основателем «Талибана» муллой Омаром и союзниками последнего, в частности, Гульбеддином Хекматиаром. Это также ставится Карзаю в заслугу, предположил наш собеседник.
Еще один важный фактор – внешний. По мнению специалистов, США по-прежнему остаются монополистами в политической жизни Афганистана – они воюют, оказывают финансовую помощь, готовят армию и полицию. От их мнения тоже зависит исход выборов. Джордж Буш был недоволен Карзаем, недовольство им, когда пришел к власти, высказывал и новый президент США Барак Обама. А недавно посетившая Кабул госсекретарь США Хиллари Клинтон чуть ли не сделала Карзаю выговор за то, что он плохо борется с наркотрафиком, коррупцией и т.д. «Но американцы перебрали несколько кандидатур и остановили выбор на Карзае. Он – хорошо раскрученный политик, который в 2004-м набрал 54% голосов. Вашингтон хорошо знает его как союзника, с которым дважды заключались соглашения о стратегическом партнерстве – в 2005-м 2008 году», – сказал профессор Коргун. Немаловажно, что на Карзая завязаны контакты Кабула с Пакистаном. Наконец, Карзай, кажется, готов прислушиваться к Западу, что удобно и для США, и для НАТО.
Афганистан сейчас является основным внешнеполитическим приоритетом для НАТО и для Вашингтона. В конце минувшей недели министры обороны стран – членов альянса приняли несколько важных решений. Во-первых, достигнута принципиальная договоренность об изменении командной структуры сил международного содействия в Афганистане (ISAF), которые возглавит американский генерал Стэнли Маккристел. Ему поручено решать стратегические задачи. В свою очередь, другой американский генерал Дэвид Родригес займется повседневной борьбой с повстанцами. Еще один заместитель Маккристела, как ожидается, будет отвечать за подготовку афганцев. Министры стран – членов НАТО решили активизировать процесс подготовки афганских военных и полицейских, а также направить в страну до 10 тыс. военнослужащих из государств НАТО.