В Мюнхене Роберт Гейтс предложил Владимиру Путину сменить своих разведчиков.
Фото Reuters
По данным «НГ», США рассматривают альтернативные варианты развертывания ПРО в Европе, реализация которых позволила бы заморозить размещение противоракет в Польше и РЛС в Чехии взамен на помощь России в защите Европы от иранских ракет.
Глава Пентагона Роберт Гейтс сделал важное заявление в преддверии визита в Москву президента США Барака Обамы. Министр обороны предположил, что в ходе встречи в начале июля российский и американский лидеры могли бы предпринять шаги для начала партнерства в сфере противоракетной обороны. Вашингтон утверждает, что Москва уже признала, что ее прежние предположения об остроте иранской ракетной угрозы были ошибочными. Гейтс выступал во вторник на слушаниях в одном из сенатских подкомитетов. Мероприятие было посвящено бюджету Пентагона на 2010 финансовый год.
Гейтс рассказал сенаторам о первой встрече с Владимиром Путиным. Она произошла около двух лет назад, когда российский премьер был президентом. «Когда я впервые встретился с президентом Путиным и поговорил с ним об этом (ракетной угрозе Ирана. – «НГ»), он фактически отверг идею, согласно которой ракета достаточной дальности для поражения большой части Западной Европы и России появится у иранцев где-то до 2020 года, – вспоминал министр. – Он показал мне карту, которую ему подготовили его ребята из разведслужб. Я сказал, что ему нужна новая разведка». Предположительно, эта встреча Путина с Гейтсом произошла в ФРГ на полях Мюнхенской конференции по политике безопасности, где российский лидер жестко критиковал западных партнеров, за что его речь назвали «вторым Фултоном». Напомним, знаменитое выступление Уинстона Черчилля в 1946-м в Фултоне положило начало холодной войне.
Судя по сообщению «Голоса Америки», сейчас в отношениях бывших непримиримых соперников наблюдается движение навстречу друг другу. Так, глава Пентагона предположил, что президент Обама, который посетит Москву 6–8 июля для встречи с президентом Дмитрием Медведевым, возможно, почувствует большую заинтересованность русских в сотрудничестве с американцами для защиты Европы от иранских ракет. Главе Пентагона, очевидно, есть с чем сравнивать: он продвигал планы развертывания американской ПРО в Польше и Чехии, которые Россия воспринимает как угрозу своей безопасности, еще при бушевской администрации.
Если верить Гейтсу, теперь Москва иначе оценивает масштабы иранской ракетной угрозы, чем два года назад. «Русские пришли к нам и признали, что мы были правы в плане близости иранской ракетной угрозы, а они ошибались», – повествовал министр обороны США. Теперь он надеется, что на основе этого общего понимания опасности Россия и США могут начать предпринимать определенные шаги и стать партнерами наряду с Польшей и Чехией в построении ПРО. Из выступления министра обороны следует, что администрация Обамы, ранее обусловливавшая дальнейшую реализацию проекта Буша по развертыванию противоракет в Польше и РЛС в Чехии подтверждением его технической эффективности и финансовой обоснованности, похоже, приняла решение: американской ПРО в Европе быть. Теперь возникает вопрос, смогут ли Москва и Вашингтон договориться о ее совместном развертывании или же американцы будут действовать наперекор России, которая вынуждена будет тогда принимать ответные меры. Напомним, что до сих пор Москва оценивала развертывание 10 противоракет в Польше и мощной РЛС в Чехии как действия, направленные не на защиту США и их европейских союзников от ракетной угрозы со Среднего Востока, а как попытку ограничить стратегический потенциал РФ.
Оценить опасность иранской ракетной угрозы корреспондент «НГ» попросил бывшего начальника Главного штаба РВСН генерал-полковника Виктора Есина. «Говорить, что Иран в ближайшие годы разработает ракету с дальностью 4 тысячи километров и более, я бы не стал. По оценкам, это событие может произойти через шесть-восемь лет, – сказал Виктор Есин. – Насколько мне известно, НИИ России сейчас говорят о 10 годах. Американцы дают более короткий срок – четыре-пять лет».
В свою очередь, Владимир Дворкин, главный научный сотрудник ИМЭМО РАН, доктор технических наук, генерал-майор в отставке заявил «НГ»: «Сотрудничество России и США в сфере ПРО не только возможно, но и крайне необходимо. Никаких препятствий к этому нет, кроме психологической инерции холодной войны. Подобный шаг был бы лучшим способом перейти от бессмысленного состояния взаимного ядерного сдерживания к подлинному стратегическому партнерству. Совершенно понятно, что если развивается общая ПРО, то взаимное ядерное сдерживание – это абсурд. Такое развитие отношений между нашими странами имело бы решающее значение для укрепления глобальной безопасности».
По словам Дворкина, даже американские эксперты признают, что предполагаемые к установке в Чехии и Польше элементы системы ПРО далеко не самые эффективные. Более эффективной может оказаться морская компонента ПРО – система «Иджис» с противоракетами «Стандарт-3» и наземная система THAAD. Кроме того, не надо забывать о возможности поражения пусковых установок высокоточными крылатыми ракетами. Это предлагал, например, бывший министр обороны США Уильям Перри в отношении пусковых установок КНДР.
Россия сохраняет значительный потенциал сотрудничества в сфере информационных систем, полигонно-испытательной базы и определяющего задела по высокоскоростным противоракетам, резюмировал Дворкин.
Тем временем, говоря о перспективах сотрудничества РФ и США в сфере ПРО, информированный источник «НГ» в военных кругах напомнил, что 28 мая состоялась встреча рабочих групп по программе ПРО в Москве. Нынешний руководитель Агентства противоракетной обороны США генерал Патрик О’Рейли выступил с презентацией предложений, направленных на укрепление сотрудничества с Россией. В своем расширенном докладе он показал пути сотрудничества, которые сейчас изучает российская сторона. «Видимо, поэтому Гейтс и высказал соображение о росте заинтересованности в Москве», – предположил источник.
Однако Москва пока с реакцией на новые предложения американцев не спешит. По словам нашего собеседника, настрой у США прежний. «Главная мысль новых предложений – вовлечь Россию в процесс совместного построения ПРО, но при этом управлять этой системой американцы по-прежнему собираются сами, – сказал источник. – Вашингтон, похоже, взял паузу: американцам с политической точки зрения невозможно отвергнуть проект по развертыванию противоракет в Польше и РЛС в Чехии, но его реализацию можно заморозить». И альтернативные проекты уже прорабатываются. Американцы при этом подчеркивают, что не приняли окончательного решения, и продолжают обзор состояния и разработки систем района ПРО, и только после его завершения примут решение. «Таким образом, есть надежда, что строительство третьего позиционного района ПРО может быть заморожено», – сказал источник.
Предположительно, американцы опять вернулись к рассмотрению российских предложений по использованию РЛС в Габале (Азербайджан) и в Армавире. Планируется задействовать центр обмена данными, который собирались создать еще по меморандуму, подписанному президентами РФ и США в 2000 году. Американцы, по данным «НГ», практически согласны не требовать особой юрисдикции для своих сотрудников, которые могут работать на российских объектах, они также признают, что будут нести материальную ответственность за ошибочные действия, которые причинят вред российской стороне. Администрация Обамы, похоже, в отличие от команды Джорджа Буша готова рассматривать все эти варианты, резюмировал источник.
Ракетный потенциал Ирана
По словам бывшего начальника Главного штаба РВСН генерал-полковника Виктора Есина, Иран располагает баллистическими ракетами средней дальности и оперативно-тактическими ракетами. Из баллистических ракет средней дальности, которые представляют наибольшую угрозу для окружающих стран, эксперт выделил «Шехаб-3», принятый на вооружение в 2005 году с дальностью стрельбы до 1,3 тыс. км при массе полезной нагрузки в 700 кг, и «Шехаб-3М», принятый на вооружение в 2007 году с дальностью стрельбы 1,5–1,6 тыс. км с полезной нагрузкой до 500 кг. В разработке находится твердотопливная ракета «Сиджиль» проектируемой дальностью 2–2,2 тыс. км при массе полезной нагрузки до 500 кг.