0
840
Газета В мире Интернет-версия

08.06.2009 00:00:00

Ядерный выбор "по соломинке"

Тэги: магатэ, директор


магатэ, директор Потенциальные преемники Эль-Барадея, слева направо: Юкия Амано, Луис Эчаварри и Абдул Минти. А также Жан-Поль Понселе и Эрнест Петрич (первый и второй справа).
Фото Reuters

Завтра в Вене на закрытом заседании Совета управляющих МАГАТЭ пройдет пробное голосование, которое должно выявить фаворита среди претендентов на пост уходящего главы агентства Мохамеда Эль-Барадея. Кандидатов пятеро. Совет расколот.

Генеральный директор МАГАТЭ – это главное административное должностное лицо Международного агентства по атомной энергии. Согласно уставу, он отвечает за назначение и функционирование персонала организации, которая способствует глобальному развитию использования атомной энергии и осуществляет контроль за мирной направленностью ядерных программ. С 1997 года МАГАТЭ возглавляет Мохамед Эль-Барадей. Его третий и последний четырехлетний мандат заканчивается 30 ноября. Но, как оказалось, найти замену египтянину, который, несмотря на критику влиятельных держав в свой адрес, сумел так долго продержаться на посту, не так просто.

В марте Совет управляющих безуспешно пытался выбрать из двух кандидатов – посла Японии при МАГАТЭ Юкия Амано и его южноафриканского коллеги Абдула Самада Минти. Тогда по итогам тайного голосования, процедура которого повторилась трижды, Амано набрал 21 голос, а его соперник – 14. Для победы кандидату требовалось получить не менее 24 голосов, то есть заручиться поддержкой двух третей Совета управляющих, в который входят 35 государств. Затем последовал призыв к странам – членам агентства выдвигать своих представителей, и число претендентов на кресло Эль-Барадея увеличилось до пяти: в гонку вступили экс-министр обороны Бельгии Жан-Поль Понселе, словенский судья Эрнест Петрич и руководитель подразделения ОЭСР по атомной энергии Луис Эчаварри (Испания).

Завтра Совет управляющих должен провести так называемое пробное голосование (англ. straw poll – буквально «голосование по соломинке»). На самом деле, конечно, соломинку никто тянуть не будет. Это тайное голосование призвано показать кандидатам уровень поддержки, которым они пользуются у членов совета.

Претенденты, которые увидят, что их шансы невелики, могут, хотя и не обязаны, снять свои кандидатуры. Окончательное голосование, по данным дипломатов, пройдет в Вене через месяц. Кандидатура избранного главы агентства должна будет также пройти утверждение генеральной конференцией МАГАТЭ 14–18 сентября в Вене.

По мнению профессора Джорджтаунского университета (США) Кая-Хенрика Барта, сильнейшим кандидатом является японец, реальную конкуренцию которому могут составить либо южноафриканец, либо испанец. Барт, которого цитирует Deutsche Welle, подчеркивает, что основное противостояние разворачивается между развитыми странами, которые в первую очередь обеспокоены проблемой распространения ядерных материалов и хотят, чтобы агентство возглавил компетентный технократ, и развивающимися государствами, заинтересованными в расширении доступа к ядерным технологиям.

Как отметил в интервью «НГ» проректор МГИМО профессор Алексей Богатуров, общая мировая тенденция сейчас – неуклонная либерализация доступа к расщепляющимся материалам. Причина не столько в том, что США, Россия или другие обладатели ядерного оружия становятся более терпимыми: они нехотя, но понимают неизбежность приобщения других стран к ядерной энергии. Уже неоднократно доказано, что одними запретами проблему решить нельзя, а значит, потребуется сочетание уступок с жесткими ограничительными мерами.

В этом смысле Япония представляет собой как раз тот случай, отмечает эксперт. Эта страна столкнулась со всеми мыслимыми ограничениями в сфере развития атомной энергетики, но смогла, с одной стороны, построить довольно мощный ядерно-энергетический сектор, а, с другой стороны, проводила достаточно ответственную политику. В значительной степени такое оказалось возможным благодаря тому, что особые отношения Японии с США позволяли американцам очень жестко контролировать японскую энергетику через механизм двусторонних отношений. «Поэтому японский кандидат, выученный в такой традиции, был бы склонен довольно строго следовать всем вопросам соблюдения гарантий МАГАТЭ», – сказал Богатуров.

Пожалуй, самым известным фактом из истории развития атомной энергии в Африке является случай добровольного отказа ЮАР от ядерного оружия. Но опыта широкого развития энергетики и приобщения к культуре мирного использования атома у африканских стран пока немного.

Впрочем, на взгляд собеседника «НГ», в конечном счете неудачным является как африканский, так и японский претендент. Японский кандидат скорее всего будет проамериканским человеком. И дело не в том, что России это не подходит. Нас в основном устраивает американская политика в вопросе нераспространения. Но надо понимать, что Амано будет вызывать раздражение как раз у тех стран, которые сейчас желательно удержать от вступления на ядерный путь, не доводя дело до конфликта. «Как японец будет восприниматься в Иране или Северной Корее? Ясно, что это будет красная тряпка. Нужна ли сейчас красная тряпка или требуется серьезный специалист с хорошей репутацией непроамериканского деятеля, воспитанный в стиле уважения гарантий МАГАТЭ?» – задается риторическими вопросами Богатуров.

Эксперт полагает, что среди оставшихся трех кандидатов наиболее приемлемым выбором был бы испанец. Это человек, который, с одной стороны, будет сочувствовать ядерной программе Бразилии, Аргентины и Чили, а с другой – специалист, уже достаточно глубоко интегрированный в евро-атлантическую культуру ядерного поведения. Это был бы удачный выбор и для России, резюмировал эксперт.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1848
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1154
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
849
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1142

Другие новости