В Женеве вчера начался новый раунд российско-американских переговоров по замене одного из основополагающих соглашений в области контроля над вооружениями. Консультации дипломатов и военных проходят в закрытом режиме – даже их точное место проведения стороны не раскрывают. Задача руководителей делегаций – директора департамента МИД России Анатолия Антонова и замгоссекретаря США Роуз Гетемюллер – подготовить к июльскому саммиту в Москве доклад по проблеме СНВ для российского и американского президентов.
Договоренность о проведении второго раунда переговоров по замене Договора о СНВ в Женеве была достигнута в Москве в ходе первой полноформатной встречи российских и американских представителей, которая прошла 19–20 мая.
Конкретное место проведения трехдневных переговоров ни российская, ни американская сторона не раскрывают. Как отметил в беседе с «НГ» дипломатический источник, «обсуждение идет за закрытыми дверями, вокруг него не должно быть эйфории, чтобы создать деловую атмосферу». Предположительно, директор Департамента по вопросам безопасности и разоружения МИД России Анатолий Антонов и замгоссекретаря США Роуз Гетемюллер вместе с возглавляемыми ими делегациями заседают в женевском Дворце наций.
Договор о сокращении наступательных вооружений (СНВ-1) был подписан в 1991 году. Документ обязывает Вашингтон и Москву сократить количество ядерных боеголовок до 6 тыс. с каждой стороны. Срок действия договора, позволяющего контролировать число развернутых ядерных боезарядов у России и США, истекает 5 декабря. Президент Дмитрий Медведев и президент США Барак Обама 1 апреля этого года поручили своим правительствам незамедлительно начать переговоры по новому документу.
Московский раунд переговоров, по оценке официального представителя МИД России Андрея Нестеренко, прошел в мае в конструктивной атмосфере. «В ходе состоявшихся дискуссий стороны обсудили широкий круг вопросов, связанных с подготовкой будущего соглашения, а также рассмотрели возможные параметры доклада о ходе переговорного процесса, который должен быть представлен президентам двух стран в июле», – отметил Нестеренко. Напомним, что визит Обамы в Москву намечен на 6–8 июля.
Как отметил в интервью «НГ» член-корреспондент РАН, руководитель Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Алексей Арбатов, встречу президентов необходимо тщательно подготовить. Тогда на саммите может быть подписана совместная декларация, в которой не просто будет выражено желание заключить договор, а будут названы основные параметры этого соглашения – уровень сокращений, как строить подход к решению спорных вопросов (ПРО США, правила засчета боеголовок, обычные стратегические вооружения и пр.). На этой основе переговорщики получат дополнительный импульс, чтобы к декабрю провести еще один саммит и на нем подписать рамочное соглашение, в котором будут расписаны детали нового договора. На доработку всех технических деталей необходимо будет отвести время в начале следующего года.
Ряд американских экспертов полагают, что в нынешних условиях, когда до истечения срока СНВ-1 остается совсем немного времени, Москва и Вашингтон могли бы пойти на «элегантный вариант». Так, AFP приводит слова специалиста по разоружению Джозефа Голдблата, предложившего на пять лет продлить СНВ-1 и за этот период заключить «широкую» сделку. Но, по мнению Арбатова, реализация такого варианта означала бы признание обеими державами полного поражения, они расписались бы в своем бессилии. На обзорной конференции по Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) в апреле 2010 года «такое продление вызвало бы чудовищно негативную реакцию и могло бы поставить крест на ДНЯО», сказал собеседник «НГ».
Отсутствие конкретных подвижек в сфере контроля над вооружениями к июльскому саммиту Обамы и Медведева, в свою очередь, могло бы негативно сказаться на попытках Москвы и Вашингтона «перезагрузить» свои отношения, поскольку тема СНВ – едва ли не единственная из сюжетов, где скорые положительные сдвиги наиболее реальны.
Как отмечал пресс-секретарь Белого дома Роберт Гиббс, июльская встреча президентов должна представить возможность для США и России углубить взаимодействие в сфере сокращения ядерных вооружений, нераспространения ОМУ, изучить варианты сотрудничества по ПРО, обсудить общие угрозы, а также расширить связи российского и американского общества и бизнеса. Профессор Николас Гвоздев из Военно-морского колледжа США называет это «амбициозной повесткой» и предполагает, что американскому лидеру, возможно, следовало бы сделать замах поменьше. Прежде всего Обаме необходимо убедиться в том, что его кабинет поддерживает сближение с Москвой.
Совет нелишний, учитывая всплывающие детали того, как амбициозные инициативы прежнего президента Джорджа Буша подрезали некоторые его подчиненные, например, тогдашний глава Пентагона Дональд Рамсфелд. Ведомство Рамсфелда подорвало обещание Буша о сотрудничестве и открытости с Россией по целому ряду вещей, рассказывает Роберт Дрейпер, написавший книгу о президентстве Буша. В качестве примера он приводит, в частности, проект «Рамос» (RAMOS – Russian-American Observation Satellite). Он был открыт в 1992 году по инициативе бывших президентов Билла Клинтона и Бориса Ельцина. Авторы предусмотрели совместную разработку, запуск и эксплуатацию на орбите в течение двух лет российского и американского экспериментальных спутников дистанционного зондирования Земли для выявления пусков баллистических ракет. «Действия Рамсфелда девальвировали то, что изначально говорил президент. Это заставило русских предположить, что Бушу не стоит доверять», – вспоминает Дрейпер.
По мнению американских экспертов, Обама в конце концов, как и в свое время Буш с Владимиром Путиным, может установить добрые личные отношения с Медведевым, однако одно это не сможет совершить необходимый перелом в политике двух стран. В оставшийся до июльского саммита месяц Гвоздев советует администрации Обамы начать процесс оценки того, что Вашингтон реально хочет от России, а с чем он был бы готов смириться. Возможно, такую объективную оценку следовало бы подготовить и Москве.