Официальный визит президента США Барака Обамы в Москву по приглашению Дмитрия Медведева состоится 6–8 июля. Об этом сообщил в минувший понедельник сайт Кремля. В Вашингтоне пока конкретную дату не подтвердили. Лидеры должны будут сверить часы по дальнейшему сокращению стратегических арсеналов РФ и США, обсудить перспективы взаимодействия для решения международных и двусторонних вопросов и определить дату ответного визита Медведева за океан. По данным «НГ», он может состояться в декабре.
Повестка дня саммита Медведева и Обамы, которую президентам предстоит рассмотреть в ходе двухдневного визита американского лидера в Москву, очень насыщенна. Обе столицы сейчас отдают приоритет проблеме своевременной замены истекающего 5 декабря этого года Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений – СНВ-1. По мнению наблюдателей, в этой сфере возможны реальные подвижки. Также предполагается, что лидеры обсудят меры по укреплению режима нераспространения оружия массового уничтожения, иранскую и северокорейскую ядерные проблемы, ход ближневосточного урегулирования, ситуацию в Афганистане. Президенты должны коснуться и темы евро-атлантической безопасности, в частности, в контексте выдвинутой Медведевым в 2008 году инициативы заключения нового Договора о европейской безопасности. В диалоге будут затронуты и вопросы торгово-экономического сотрудничества, в том числе ход процесса по присоединению РФ к ВТО.
В понедельник пресс-секретарь Белого дома Роберт Гиббс не смог подтвердить объявленную Кремлем дату визита Обамы. Впрочем, эксперты не проявили озабоченности по этому поводу. «О том, что это будет начало июля, оба президента заявили еще в апреле, и говорить о каком-то временном сдвиге пока оснований нет, – заявил «НГ» проректор МГИМО профессор Алексей Богатуров. – С другой стороны, известно об опасениях технических специалистов, что повестка дня большая, вопросы сложные и подготовить саммит за такое ограниченное время непросто. Возможно, американская сторона апеллирует к этому».
По словам эксперта, московский саммит должен стать началом рабочего процесса. А для этого Москве и Вашингтону следовало бы придумать постоянный институт диалога на министерском уровне. Возрождать комиссию Гор–Черномырдин специалисты считают бессмысленным (в нынешнем варианте это была бы комиссия Байден–Путин). «Если бы президенты договорились о запуске постоянного механизма в той или другой форме, это уже был бы нормальный результат саммита, даже если к июлю не удастся подготовить проекты крупного соглашения по контролю над вооружениями», – сказал Богатуров.
Глава МИДа Сергей Лавров, возвращаясь из поездки в США, где его принимали Обама и госсекретарь Хиллари Клинтон, в свою очередь, высказался оптимистично. По его словам, в мае должна появиться ясность относительно исходящих позиций Москвы и Вашингтона по стратегическим наступательным вооружениям. Напомним, что в ближайшие дни в российской столице пройдет первый раунд полноформатных переговоров по будущему соглашению на смену СНВ-1. Обе стороны высказались за дальнейшее сокращение ядерных арсеналов, но выдвигают при этом определенные требования. В частности, Россия будет связывать вопросы стратегических наступательных вооружений с планами США по развертыванию системы ПРО в Польше и Чехии.
Это требование Москвы «НГ» попросила разъяснить Алексея Арбатова, члена-корреспондента РАН, руководителя Центра международной безопасности ИМЭМО РАН. «Американцы не дают на перспективу никаких объяснений относительно масштабов своей программы ПРО и возможности размещения систем вооружения в космосе. Поэтому заключать долгосрочный новый договор в условиях такой неопределенности России трудно. Раз мы сохраняем отношения взаимного ядерного сдерживания на обозримый период, то сформулированная в самом начале наших стратегических переговоров в 1970-х годах взаимосвязь ограничения наступательных и сокращения оборонительных вооружений продолжает действовать», – сказал эксперт.
Арбатов не ожидает в июле прорывов по другим вопросам повестки дня. В условиях экономического кризиса вряд ли стоит рассчитывать на знаковые подвижки в торгово-экономической сфере. По его мнению, стороны, однако, могли бы договориться о взаимодействии в части преодоления последствий кризиса. Кроме того, взаимную торговлю по-прежнему тормозит поправка Джексона–Вэника – принятые в отношении СССР американские внешнеторговые ограничения в связи с препятствованием Москвой выезду евреев из Союза. «Россия даже не ставит вопрос о ее снятии – это исторический курьез. В Москве уже предлагают переименовать Спасо-Песковскую площадку, где находится резиденция американского посла, в площадь Джексона–Вэника. Если бы Обама наконец убрал поправку, никто бы ему аплодировать не стал, но в Москве сказали бы, что это давно надо было сделать и хорошо, что это сделано», – отметил Арбатов. Кстати, параллельно с призывом к упразднению поправки выступили американские эксперты – президент Центра Никсона Дмитрий Саймс и Гари Харт, сопредседатель Комиссии по политике США в отношении России. Правда, чтобы отменить поправку, Обаме пришлось бы убедить в необходимости такого шага Конгресс.
Алексей Арбатов считает, что важнейшая тема, которой следовало бы заняться Медведеву и Обаме, – Афганистан. «Расширение сотрудничества с целью предотвращения реванша «Талибана» и «Аль-Каиды» – это самая важная тема, на которой надо сосредоточиться, отложив пока в сторону то, что нас разделяет, – Грузию, Украину, расширение НАТО...» На второе место эксперт предлагает поставить вопросы сокращения стратегических вооружений, а остальное обсудить в части «Разное», включая заявку РФ на вступление в ВТО. «Прорывов с ВТО ожидать не приходится, а в условиях финансово-экономического кризиса неясно, нужно ли с этим торопиться», – резюмировал Арбатов.