Нынешняя сессия Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) принесла сенсацию – буксовавшая почти три года реформа Европейского суда по правам человека получает все шансы на то, чтобы осуществиться. ПАСЕ в четверг обсудит проект протокола 14 «бис» к Европейской конвенции по правам человека (ЕКПЧ).
Новый документ – не совсем то же, что 14 Протокол, который Госдума РФ отказалась ратифицировать в декабре 2006 года. Это – только его основные положения. Но те самые, что стали поводом для отказа в ратификации. Напомним, что сначала Дума мотивировала свое решение тем, что ряд положений протокола противоречит российскому законодательству. Позднее легенда поменялась: наши политики заговорили о том, что 14 Протокол «недостаточно демократичен»: мол, в нем содержатся положения, например, о праве одного судьи решать, приемлема жалоба или нет. «А вдруг судья, будучи простым человеком, под горячую руку откажет? Тогда простому россиянину и пожаловаться будет некуда!» – сетовали депутаты.
Протокол и правда существенно ускоряет прохождение дел в Европейском суде, сокращая численность судей, необходимых для их рассмотрения. Сразу оговоримся: для сложных или политически значимых жалоб порядок оставался бы прежним. Зато в отношении рутины – повторяющихся исков – процесс ускорился бы. Впрочем, справедливости ради отметим, что попытка избавить Страсбург от засилья российских дел, львиная часть из которых – жалобы на неисполнение решений судов (72% от общего объема российских жалоб в Страсбург), была предпринята еще минувшей осенью.
В сентябре 2008 года Верховный суд РФ по предложению президента Дмитрия Медведева внес в Госдуму законопроект «О возмещении государством вреда, причиненного нарушением судопроизводства и исполнения судебных актов». Идея проста: Страсбург при поступлении таких жалоб отсылал бы их в службу судебных исполнителей, которые и взыскивали бы суммы и штрафы, а в Страсбурге слушали бы только случаи длительного неисполнения. Аналогичная схема, кстати, действует в отношениях ЕСПЧ и Италии. Но Госдума проект ВС России завернула.
Страх перед 14 Протоколом к ЕКПЧ испытывают далеко не все представители властей предержащих в России. Достаточно сказать, что незадолго до того, как вопрос его ратификации рассматривался депутатами, он был проголосован на Совете безопасности. Мнения разделились почти пополам: пятеро – против и четверо – за. И это несмотря на то, что Владимир Путин, будучи президентом, призвал протокол поддержать. С другой стороны, страх перед нововведениями понятен: для России, которая входит в число лидеров по количеству поданных в Страсбург жалоб (в 2008 году их было 27 тыс.) и по числу нерассмотренных – 28%, это означало бы лавину решений из Страсбурга, почти по каждому из которых требовалась бы выплата компенсаций. И немалых! Только четыре «чеченских иска» – о похищении людей и применении пыток, решения по которым были вынесены в феврале, облегчат бюджет РФ на 286 тыс. евро. Но это – лишь часть проблемы. Помимо количества жалоб российские власти волнует и их «качество» – в числе поданных в Страсбург исков есть и громкие политические – например, жалоба Ходорковского. А ну как 14 Протокол ускорит ее прохождение? Опасения, прямо сказать, беспочвенные: прохождение громких дел не завязано с принятием 14 Протокола.
Совет Европы и Евросоюз неоднократно призывали Россию пересмотреть свою позицию в отношении 14 Протокола и ратифицировать его: из-за нормы об обязательности ратификации документа всеми странами, его подписавшими, протокол не может вступить в силу. С Москвой неоднократно пытались договориться. Не получилось. В итоге выход был найден, и в недрах Комитета министров Совета Европы родился проект 14 «бис». Этот протокол почти повторяет 14-й (в нем нет всего нескольких положений) и самое главное – нет злополучного пункта об обязательности всеобщей ратификации. Это значит, что в случае положительной оценки ПАСЕ и одобрения Комитетом министров 12 мая в Мадриде Европа запустит долгожданную реформу ЕСПЧ.
А что же Россия? «Для россиян, если Россия не подпишет 14 «бис», будут действовать прежние нормы и правила прохождения жалоб, – замечает вице-спикер ПАСЕ и глава российской делегации Константин Косачев. – Если же со временем Россия ратифицирует 14 Протокол, то 14 «бис» перестанет действовать». Оптимистичный взгляд, если учесть, что в России по-прежнему немало тех, кто выступает против 14 «бис», как его называют в кулуарах Дворца Европы – 14 «лайт». Впрочем, представители российской делегации в ПАСЕ дали понять, что у них есть некий «козырь», который они намерены предложить Совету Европы. Детали держатся в строжайшем секрете, но не исключено, что оптимизм Косачева оправдан. Может, тот «бриз перемен», который некоторые эксперты связывают с набирающим обороты президентством Дмитрия Медведева, задует опять, и Россия удивит Страсбург, ратифицировав 14 Протокол (или 14 «лайт») уже в мае?
Страсбург