В ближайшие годы исход реального конфликта будет решаться в виртуальном мире.
Фото Reuters
Администрация президента США Барака Обамы завершает работу над планом создания нового командования в структуре Пентагона. Оно призвано координировать усилия по обеспечению безопасности военных компьютерных сетей и разрабатывать «новое наступательное кибероружие». По оценкам экспертов, кибервойна может оказаться гораздо дешевле и эффективнее, чем классические военные конфликты. Так, вместо того чтобы уничтожать системы связи противника, результативнее установить над ними контроль и повернуть их против врага.
Сейчас в структуре Минобороны США действуют 10 командований. Шесть являются региональными. Они отвечают за обстановку в различных точках планеты. Остальные четыре – функциональные. Это Командование сил специальных операций, Объединенное командование, Стратегическое командование, отвечающее за силы ядерного сдерживания и космос, и, наконец, Транспортное командование. Вскоре этот список должно пополнить новое Киберкомандование, которое будет координировать вопросы безопасности военных компьютерных сетей, а также разрабатывать новое наступательное кибервооружение. Об этом вчера сообщила Washington Post со ссылкой на источники в администрации президента Барака Обамы.
Асимметричная угроза для США
Планы реорганизации Пентагона пока окончательно не утверждены. Но уже ясно, что появление новой структуры отразится на деятельности Стратегического командования, Агентства национальной безопасности и Управления информационного обеспечения Минобороны, которые сейчас противодействуют компьютерным злоумышленникам. Невоенные правительственные ресурсы от хакеров обороняет Министерство внутренней безопасности. Этого ведомства нововведения не коснутся.
Наблюдатели отмечают, что Обама определенно намерен сделать кибербезопасность одним из своих приоритетов. Пару месяцев назад президент распорядился провести подробное исследование политики США в данной сфере.
В принципе причины, которыми руководствуется Обама, понятны: число зарегистрированных кибератак на федеральные компьютерные сети в США выросло в 2008 году на 40% по сравнению с предыдущим годом, сообщает американское издание по информационной безопасности SC Magazine. По словам Брэда Каррена, старшего аналитика компании Frost & Sullivan, злоумышленники, очевидно, охотятся за военными секретами, используя против превосходящих все остальные страны по огневой мощи Соединенных Штатов «асимметричное оружие».
В минувший вторник источники в ВПК США сообщили, что киберпреступникам удалось незаконно получить секретную информацию о самом дорогом проекте Пентагона - новом истребителе F-35. Оборонное ведомство и его ведущий подрядчик Lockheed Martin признают, что хакеры ежедневно пробуют системы безопасности на прочность, но серьезных утечек конфиденциальной информации о проекте не произошло.
Специалисты считают, что хакеры могут действовать в интересах правительств. Кибератаки способны ослабить возможности страны продолжать борьбу путем опустошения ее банковских счетов и выведения из строя систем электроснабжения и других ключевых компонентов инфраструктуры, отмечает Каррен.
Взять беспилотники под контроль
Согласно сообщению Washington Post, новое командование Пентагона займется не только защитой США, но и будет разрабатывать «наступательное кибероружие». Может ли России угрожать новое американское кибероружие и способны ли мы защитить стратегически важные информационные системы? На эти вопросы «НГ» ответил независимый ИТ-аналитик Максим Букин. По его словам, подобное оружие будет представлять опасность для любой страны, в том числе России. Эксперт отметил, что основная задача при подобной атаке – дезорганизация систем связи. Первое направление – подавление спутниковой группировки противника, второе – уничтожение станций слежения, третье – глушение радиопередач. Четвертое направление предполагает вклинивание в защищенные проводные каналы связи и потенциально передачу по ним ложных сигналов, что требует, в свою очередь, знания криптоключей для расшифровки кодов армии противника. Кроме того, возможна атака защищенных военных сетей с использованием компьютерных вирусов.
Система защиты строится исходя из задач системы нападения противника. Как отмечает Максим Букин, во-первых, российской армии необходимо совершенствовать свои системы спутниковой связи, хотя увеличение числа спутников на орбите проблематично. Так или иначе, следует защитить спутники от перехвата и глушения сигнала противником. Во-вторых, возрастает потребность в более совершенных системах кодирования информации. В России эту задачу решают подразделения Министерства обороны РФ. Без сомнения, необходимо увеличить число военных, занимающихся проблемами кибервойны. «Кибервойна – это образное название. На практике она означает проникновение в защищенные системы связи, установление контроля над базами данных, подключение к защищенным кабелям связи», – сказал собеседник «НГ».
Создание специальных военных подразделений по противодействию компьютерным угрозам идет в мире полным ходом. Совсем недавно сообщалось, что «хакеры в погонах» появились в Германии. Общую политику кибербезопасности пытается проводить и НАТО. До кибератак против ряда правительственных сайтов Эстонии весной 2007 года альянс заботился исключительно о безопасности системы, позволяющей союзникам обмениваться закодированной информацией. Однако после эстонских событий, за которыми Таллин увидел руку Москвы, НАТО печется и о безопасности открытых информационных сетей своих стран-членов.
Как отмечает Максим Букин, кибервойна обходится явно дешевле, чем производство танков, авианосцев, субмарин, направление солдат, но при этом она гораздо эффективнее. Разрушив, например, систему связи и управления войсками, можно вывести из строя целую армию, которая не сможет своевременно получать приказы на боевое применение. Но экономически выгоднее взять такие системы противника под свой контроль. Ведь они, кроме всего прочего, обеспечивают и управление телеметрическим оборудованием, в частности, беспилотными летательными аппаратами, оснащенными ракетами. Это направление агрессивно развивается в армии США и других странах НАТО. Если установить контроль над сетью управления беспилотниками, их можно направить против тех, кто их запускает, резюмировал эксперт.