Проверки на дорогах пока не дают эффекта.
Фото Reuters
Из высказываний американских чиновников становятся известны детали новой стратегии США в Афганистане и Пакистане. Один из ее элементов – попытка заключить сделку с талибами и убедить их трансформироваться в политическую партию. Против легализации «Талибана» выступают Индия, Иран и Россия, представители которых встретятся на конференции ШОС, открывающейся завтра в Москве.
Нынешняя администрация США в отличие от предшествовавшей решила рассматривать Афганистан и Пакистан как своего рода сообщающиеся сосуды. Как говорит Ричард Холбрук, спецпредставитель Вашингтона в обеих странах, даже если бы в Афганистане действовало замечательное правительство, восстановить нормальную жизнь там невозможно, пока в зоне пакистанских племен существуют базы мятежников, которые свободно перемещаются через границу.
Во время войны во Вьетнаме американцы сталкивались с аналогичной проблемой. Они сетовали на то, что южновьетнамские власти не контролируют границы с Севером и солдаты регулярной армии Демократической Республики Вьетнам сражаются бок о бок с партизанами. Президент США Ричард Никсон пытался пресечь «проникновение извне» с помощью ковровых бомбардировок, но это лишь оттянуло по времени поражение американцев.
В Афганистане и Пакистане американцы тоже господствуют в воздухе, но, к счастью для местного населения, прибегают не к ковровым бомбежкам, а к «точечным ударам» с беспилотных аппаратов. Однако и в Южной Азии ход войны складывается не в их пользу.
Осознав, что только силой «Талибан» и его приверженцев не одолеешь, администрация Обамы решила попытаться достичь с врагом компромисса. Контуры этого компромисса, основанного на переговорах и политических уступках с обеих сторон, постепенно проясняются из высказываний американских должностных лиц высокого ранга.
Вот что сообщил английскому еженедельнику Observer посол США в Афганистане Уильям Уд – Америка будет готова допустить участие талибов в политическом процессе в Афганистане. Они смогут сформировать политическую партию и участвовать в выборах. Далее возможно согласие США на то, чтобы имена лидеров талибов были удалены из черных списков ООН, а из тюрем освобождены участники антиправительственных формирований. Могут быть обсуждены изменения в Конституции Афганистана.
Последний пункт особенно примечателен. Ведь Афганистан – теоретически суверенное государство. Тем не менее посол США без обиняков обсуждает с прессой реформу Конституции. А ведь эта тема очень чувствительная для афганцев, особенно для их элиты. Один из обсуждаемых вариантов реформы – ограничение власти президента. Часть его полномочий предполагается передать руководителю администрации, наделенному фактически функциями премьера.
Подоплека этих предложений – недовольство в Вашингтоне и других столицах НАТО президентом Хамидом Карзаем. Он не сумел обуздать коррупцию и наркодельцов. Претензии обоснованные, но они, понятно, не могли не вызвать болезненной реакции в Кабуле. Представитель президента назвал предложение о реформе Конституции чепухой.
Карзай не оправдал доверия союзников, но сейчас то ли по собственной воле, то ли с санкции американцев ведет тайные переговоры с отдельными представителями талибов. На нейтральной территории – в Дубае – прошла встреча представителя Кабула с Гульбеддином Хекматиаром, непримиримым вожаком исламистов, одно время возглавлявшим правительство Афганистана. Состоялись контакты и с некоторыми другими деятелями мятежников.
Но каковы шансы на успех этих переговоров? Посол Уд говорит, что талибы выдвинули предварительное условие: вывод иностранных войск из страны. Но это несерьезно, подчеркивает посол. Тогда что же может лечь в основу политического урегулирования? Найти такую основу чрезвычайно сложно. Ведь движение талибов опирается на пуштунов – народ, который живет и в Афганистане, и в Пакистане. Его численность – примерно 40 млн. человек. Многие сохранили приверженность племенным традициям и не привыкли подчиняться даже своим властям, не говоря об иностранцах.
«Талибан» был создан почти два десятка лет назад пакистанской разведкой в надежде подчинить своему контролю Афганистан. Но сегодня он стал самостоятельной силой, движением, силы которого в обоих государствах связаны между собой в идейном и организационном плане, подчеркнул в беседе с «НГ» заведующий отделом Ближнего и Среднего Востока ИВ РАН Вячеслав Белокреницкий. Талибы признают своим руководителем муллу Омара, до вторжения американцев стоявшего во главе движения в Афганистане. Он, как и его сподвижники, – люди бескомпромиссных взглядов. Если талибы и будут договариваться с противником, то как выигравшая, а не проигравшая сторона. Словом, задумывая диалог с талибами, США и НАТО вступают на скользкий путь, подчеркнул эксперт.
Завтра в Москве открывается конференция ШОС по Афганистану. Индийские СМИ сообщили, что представители Индии, России и Ирана попытаются договориться во время этой встречи о координации действий против талибов. В МИД РФ заявили «НГ», что подобной информацией не располагают.
Как бы то ни было, ослабление нажима на «Талибан» со стороны США и их союзников ничего хорошего соседям Афганистана не сулит. В результате активизируются исламские экстремисты в Центральной Азии, а это неминуемо отразится и на положении на Кавказе, полагает Белокреницкий.