Буквы AIG стали для американцев символом алчности.
Фото Reuters
Президент США Барак Обама, столкнувшийся с критикой антикризисных усилий его администрации, ныне увидел проблески надежды в экономической ситуации. Вместе с тем он считает, что угроза развала крупных американских корпораций полностью не миновала.
Обама дал интервью программе «60 минут» телеканала Си-би-эс на фоне громкого скандала, связанного с реализацией так называемого «плана Полсона», принятого при его предшественнике Джордже Буше. По этому плану федеральная казна выделила 700 млрд. долл. в порядке помощи оказавшимся на грани банкротства банкам и страховым компаниям. Однако фирмы, получившие помощь, не проявили склонности к сбережению средств. Многие из них продолжили выплаты высоких бонусов (премий) своим менеджерам.
Громкий скандал вызывали действия руководства крупнейшей в США страховой корпорации AIG, получившей рекордную по масштабам помощь от государства – 165 млрд. долл. По уточненным данным прокуратуры штата Коннектикут, AIG выдала бонусы по итогам года 418 сотрудникам отдела «финансовых продуктов» в размере 218 млн. долл. Часть выплат – 55 млн. долл. – была даже скрыта. Премиальные выплаты велись в диапазоне от 1 тыс. до 6,4 млн. долл.
Все это вызвало резкую критику в адрес руководителей AIG, а также Министерства финансов США. Прозвучали требования отставки главы министерства Тимоти Гайтнера. Палата представителей даже приняла законопроект об изъятии 90% выплаченных сумм в качестве налога, который, правда, не стал законом, так как Сенат рассматривает свой, смягченный вариант.
В воскресных телеинтервью Обама вступился за своего министра. Он сообщил, что не примет отставку Гайтнера, даже если тот напишет заявление о своем уходе с поста. Президент напомнил и о сохраняющейся важности поддержки крупных фирм, особенно имеющих системообразующее значение. «Думаю, системные риски все еще присутствуют, – заявил Обама в интервью телеканалу Си-би-эс. – Если мы будем просто сидеть и ничего не делать, могут возникнуть большие проблемы. Некоторые наши организации настолько велики, что если они развалятся, вместе с ними начнут падать и другие финансовые структуры».
Обама признался, что он не ожидал такого быстрого экономического падения в период после его избрания на пост президента. В особенности это касается массовых увольнений. «Если учесть, что за последние два-три месяца были сокращены сотни тысяч – уже миллионы – рабочих мест, этот спад намного стремительнее, чем все, с чем нам приходилось иметь дело раньше», – сказал он.
Вместе с тем Обама выразил надежду, что и подъем экономики в США может также оказаться быстрым. По словам президента, он видит «проблески надежды». Признаками экономического улучшения хозяину Белого дома видятся резкое снижение учетных ставок и рост объемов рефинансирования ипотечных займов. «Это позволяет надеяться на то, что по крайней мере рынок недвижимости уже достигает нижнего предела и начинает стабилизироваться, – сказал Обама. – Но это не будет происходить равномерно во всех регионах страны».
Насколько обоснованны оптимистические оценки американского президента? Отвечая на этот вопрос «НГ», Жак Сапир, профессор экономики Высшей школы общественных наук (Париж), высказал мнение, что в своем падении американская экономика в действительности еще не достигла дна и суждение о «проблесках надежды» выглядит как излишне оптимистическое. «Свет» в конце американского туннеля может оказаться прожектором приближающегося с большой скоростью локомотива. В крайнем случае можно говорить о «стабилизации кризиса», а не о выходе из него, считает Сапир.
В то же время, по мнению эксперта, в странах БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай) можно наблюдать проявления, определяющие будущий выход из кризиса. В частности, в России произошедшее падение курса валюты предопределяет оживление экспортных отраслей хозяйства. Хотя кризис не закончился, страны БРИК могут начать выходить из него с конца нынешнего лета, считает Сапир.
«Что же касается американской экономики, то проблесков в ней пока не видно, – отмечает Сапир. – Наблюдается быстрый рост безработицы, стагнация хозяйства будет продолжаться. В этих условиях нельзя говорить о появлении надежды. Для того чтобы она возникла, необходима стабилизация личного потребления в течение минимум трех месяцев. Поэтому трудно ожидать появления благоприятных индикаторов до весны-2010».
Как отметил французский эксперт, у Обамы достаточно много мотивов высказывать оптимистические оценки. И все они политические. Это связано прежде всего с тем, что американская публика устала от негативных экономических новостей. Свою роль играет и скандал с корпорацией AIG. Ныне от Белого дома ожидают проявлений оптимизма, а не критических новостей.