Действующий два года контракт о поставках Ирану российской военной техники до настоящего момента исполнялся лишь в части, не затрагивающей системы ПВО С-300, известной также как «Фаворит». По оценке отдельных экспертов, медлительность России в передаче иранцам этих сравнительно продвинутых противовоздушных систем связана с учетом протестов США и Израиля.
Разъяснение по поводу систем ПВО С-300 вчера дало агентство РИА Новости. На условиях анонимности высокопоставленный представитель Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) РФ сообщил агентству, что «Россия заключила контракт на поставку в Иран систем ПВО С-300, однако до настоящего времени ракеты в эту страну не поставлялись».
«Сам контракт постепенно выполняется», – сказал представитель ФСВТС. По его словам, размер сделки оценивается в сотни миллионов долларов. При этом наиболее интересную часть представляют следующие слова источника: «Дальнейшее выполнение контракта во многом будет зависеть от складывающейся международной обстановки и решения руководства страны».
Как заявил «НГ» представитель Департамента информации и печати МИД РФ, «поставки в Иран российских вооружений осуществляются в строгом соответствии с международными обязательствами и при соблюдении режима нераспространения». «Мы поставляли Тегерану оборонительные вооружения, которые не могут привести к дестабилизации обстановки в регионе», – заявил собеседник «НГ». Что касается поставок средств ПВО, то в настоящее время Россия не поставляет системы С-300 в регион Ближнего и Среднего Востока. «Что же касается перспективы передачи вооружения Ирану, как и другим странам, и сроков поставок, то они по вполне объяснимым причинам обсуждаться нами не могут, – заявил представитель МИДа. – Это общая практика, которой придерживаются все поставщики вооружений во всем мире».
В беседе с «НГ» эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко сообщил, что система ПВО С-300 – весьма сложный вид военной техники, и обычно на выполнение контрактов на его поставку требуется значительное время. По его словам, средний интервал между заключением контракта и поставкой таких систем составляет около 36 месяцев. Пока этот срок не вышел, невозможно утверждать, что поставки искусственно задерживаются, скажем, по политическим причинам.
Вместе с тем, как считает эксперт, в целом политический фактор нельзя полностью исключать. Вполне возможно, что в конечном счете вопрос о выполнении Москвой соглашения о поставках вооружений Ирану окажется предметом торга, скажем, с США. Известно, что Вашингтон добивается усиления нажима на Тегеран в связи с его ядерной программой и высказывается против поставок Ирану современной военной техники. Против таких поставок выступает и Израиль. При этом последний может выдвигать свои требования как напрямую, так и через США, где интересы Тель-Авива энергично продвигает произраильское лобби. В целом, как считает эксперт, пока еще рано предсказывать судьбу поставок – время для выполнения подобного рода заказа еще не истекло.