Сегодня в Вашингтоне будет обнародован доклад Комиссии по американской политике в отношении России. Документ, как уже сообщала «НГ», вызвал положительный отклик у президента РФ Дмитрия Медведева, а также у ведущих представителей администрации президента США Барака Обамы. Корреспондент «НГ» ознакомился с докладом.
Доклад «Правильное направление американской политики в отношении России» готовился по инициативе Центра Никсона и Белферского центра Гарвардского университета для президента США Барака Обамы. В комиссию вошли известные американские политики и эксперты – бывшие сенаторы Чак Хейгел и Гари Харт, экс-советник президента по национальной безопасности Брент Скоукрофт, директор Белферского центра Грэм Эллисон и президент Центра Никсона Дмитрий Саймс (директор комиссии), бывший замгоссекретаря Ричард Берт, директор Совета по международным отношениям и бывший руководитель корпорации AIG Морис Гринберг и другие.
Документ насчитывает всего 19 страниц. Его важнейшая часть – предлагаемые комиссией рекомендации. Всего их также 19, и выполнить их должны именно США. Во-первых, США следует попытаться превратить Россию в американского партнера при решении вопросов, связанных с ядерной программой Ирана, и в целом проблемы развивающихся ядерных держав. Вашингтону предложено работать вместе с Москвой над укреплением международного режима нераспространения посредством существующих и новых международных договоров. «Ключевая задача – обеспечить более широкое использование ядерной энергии при одновременном предотвращении распространения технологий создания ядерного оружия», – гласит доклад.
Авторы настаивают на необходимости активизации работы российско-американской рабочей группы по противодействию терроризму и советуют Вашингтону добиваться более тесного сотрудничества с РФ в борьбе с террористическими угрозами и в целях стабилизации ситуации в Афганистане. Речь в том числе идет об обеспечении надежного транзита через российскую территорию грузов для натовского контингента в Афганистане.
На проблему развертывания третьего позиционного района ПРО США в Польше и Чехии, как считает комиссия, Вашингтон должен взглянуть по-новому и «действительно предпринять усилия для развития сотрудничества в ответ на общую угрозу от иранских и других ракет».
Судя по всему, рекомендации комиссии расположены в порядке убывания их приоритетности. Так или иначе пятый пункт требует от Вашингтона «выработать в тесном взаимодействии с американскими союзниками иные варианты демонстрации поддержки суверенитета Украины и Грузии и их прозападной ориентации, чем предоставление Киеву и Тбилиси членства в НАТО». Эксперты объясняют свою позицию тем, что с учетом ситуации в Грузии и Украине сейчас их вступление в альянс негативно сказалось бы на общеевропейской безопасности. При этом авторы далее отмечают: «США должны противостоять любым усилиям России создать сферу влияния в Европе и в Евразии в целом, включая попытки отрицания права других государств вступить в НАТО или иные организации». Вашингтон, однако, предупреждают, что ему не следует рассчитывать на конструктивные отношения с РФ в случае, если он попытается создать собственную сферу влияния на российских границах. Укреплять доверие к политике друг друга на постсоветском пространстве, по мнению авторов, можно было бы, создав межправительственный российско-американский диалог по странам – соседям РФ.
Следующая рекомендация комиссии – «начать серьезный диалог по контролю над вооружениями, включая продление СНВ-1, прежде чем договор истечет в декабре этого года, а также по дальнейшим сокращениям стратегических и тактических ядерных вооружений» – уже отчасти выполняется. Несмотря на то что у Москвы и Вашингтона сохраняются различные подходы к проблеме контроля над вооружениями, столицы проявили готовность активизировать дискуссии по этой теме.
Комиссия советует Вашингтону и его европейским союзникам установить четкие правила европейской и евразийской безопасности, которые будут опираться на общую концепцию безопасности, учитывающую российские интересы. В документе подчеркивается, что Медведев призвал к диалогу по новой архитектуре европейской безопасности, и США, НАТО и Евросоюзу можно было бы воспользоваться этой «важной возможностью» и внести свои конкретные предложения.
Пожалуй, единственный совет комиссии, способный вызвать аллергию в Москве, это призыв поддержать усилия европейцев диверсифицировать свой газовый импорт. Комиссия предлагает Вашингтону поддержать строительство трубопроводов из Центральной Азии в Европу в обход российской территории, хотя при этом рекомендует не чинить препятствия альтернативным российским проектам. Речь, очевидно, идет о газопроводе Nabucco в обход РФ и российском «Южном потоке». Комиссия также настаивает на выработке в сотрудничестве с РФ и Европой «взаимоприемлемой системы прав и обязанностей для энергопоставщиков, транзитных стран и потребителей».
Одиннадцатая рекомендация – ратифицировать российско-американское соглашение о сотрудничестве по мирному атому, которое было отозвано из Конгресса США бушевской администрацией.
Комиссия считает, что РФ следует привлечь к широким дискуссиям для борьбы с мировым экономическим кризисом и создания новых международных финансовых правил и систем. 13-я, 14-я и 15-я рекомендации касаются развития двусторонних отношений РФ и США. Так, Вашингтону советуют добиться одобрения российской заявки на вступление в ВТО, отменить ограничивающую торговлю с РФ поправку Джексона–Вэника, подписать договор о взаимных инвестициях; создать структуры, в рамках которых на регулярной основе один или два американских чиновника – члена кабинета поддерживали бы диалог с РФ. Американской бюрократии следует показать, что отношения с РФ являются приоритетными. Кроме того, предлагается учредить двусторонние форумы для дипломатов, военных, чиновников из структур безопасности и экономического блока, чтобы сотрудничать по конкретным проектам и укреплять доверие.
Одним из последних в списке рекомендаций комиссии следует совет улучшать российско-американское сотрудничество по ближневосточному урегулированию. Наконец, авторы считают, что Вашингтон должен напомнить российским лидерам об их формальных обязательствах по демократии и защите прав человека. «При этом следует уважать российский суверенитет, историю и традиции, а также признать, что российское общество будет эволюционировать своими темпами». 19-я рекомендация гласит, что США и РФ должны активизировать научно-техническое сотрудничество в области технологий по энергоэффективности и исследованию климата из космоса.