Главы внешнеполитических ведомств России и США, Сергей Лавров и Хиллари Клинтон, проводят в пятницу в Женеве первую официальную встречу. Их главной задачей является подготовка российско-американского саммита, который состоится 2 апреля в Лондоне в период совещания глав государств и правительств «двадцатки». Как ожидают, министры не упустят возможности обсуждения по существу тем, которые в последнее время вышли на первый план в двусторонних отношениях, прежде всего проблем безопасности.
В предшествующие дни обе стороны успели обменяться взглядами на наиболее неотложные проблемы. Этому был, в частности, посвящен обмен посланиями между президентом РФ Дмитрием Медведевым и президентом США Бараком Обамой, ставший объектом утечек в российскую и американскую печать. Позднее оба президента подтвердили сам факт обмена посланиями. По их словам, в переписке излагались позиции обеих сторон по наиболее злободневным вопросам.
Вместе с тем и Медведев, и Обама отрицали версию о том, что переписка между ними содержала предложения о «сделке» или «обмене услугами». Она, как утверждалось в СМИ, сводилась к предложению с американской стороны уступки в отношении планов размещения элементов ПРО в Восточной Европе в обмен на обязательство России усилить давление на Иран с целью добиться от него отказа от ядерной программы.
Хотя руководители обеих стран отвергли версию об обсуждавшейся сделке, они, по существу, подтвердили тот факт, что проблемы ПРО и иранской ядерной программы являются приоритетными в российско-американском диалоге. Кроме того, стороны должны перейти к практическому обсуждению вопроса о заключении соглашения, которое стало бы продолжением Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1). При этом новым моментом стало якобы сделанное Вашингтоном предложение Москве продлить на пять лет договор СНВ-1, не прибегая к разработке нового документа. Как сообщалось, российская сторона не проявила заинтересованности в таком решении и высказалась в пользу разработки нового юридически обязывающего документа. Заметное место в диалоге России и США занял вопрос о возможном сотрудничестве сторон в связи с Афганистаном.
Накануне встречи министров в Женеве агентство Bloomberg сообщило, что «Россия и США, отношения между которыми находятся в самой низшей точке со времени холодной войны, попытаются наладить мосты и начать движение к соглашениям по таким вопросам, как ядерное разоружение».
По мнению агентства, сейчас наблюдается сближение между Россией и США, что связано, в частности, с готовностью Москвы оказывать содействие американской стороне в транспортировке грузов в Афганистан. Однако, как полагает агентство, администрация Обамы не проявляет склонности к отходу от ряда позиций бушевской администрации, в частности касающихся Украины и Грузии.
Как считает заместитель директора Института проблем международной безопасности РАН профессор Алексей Богатуров, в нынешних условиях преждевременно говорить о сближении России и США, так как стороны не достигли конкретных договоренностей. Они лишь начинают диалог в новых условиях. Равным образом трудно поверить в осведомленность СМИ о том, что будет изложено главами внешнеполитических ведомств по каждой конкретной проблеме и какие предложения они изложат друг другу.
Вместе с тем, как считает эксперт, начинающийся диалог будет весьма важным, так как он следует за периодом ухудшения отношений. По мнению Богатурова, встреча двух министров не ограничится вопросами организации саммита Медведева и Обамы в Лондоне, тем более что он в силу обстоятельств не может быть длительным. Министры должны дать толчок рабочим переговорам между обеими странами по ряду тем, прежде всего касающихся ограничения вооружений и ПРО, и в этом состоит практическое значение их встречи.
Как отмечает эксперт, беседа Лавров–Клинтон весьма важна как элемент перезагрузки российско-американских отношений, так как некоторые темы за последние годы существенно изменили свой характер. Это касается прежде всего вопросов безопасности, которые для России ныне звучат не столько в глобальном аспекте, сколько в региональном, ибо существующие угрозы заметно приблизились к ее границам. Нашим дипломатам еще надо немало сделать, чтобы объяснить такую постановку вопроса своим американским партнерам, считает эксперт.