В последние годы оснащение китайской армии заметно улучшилось.
Фото Reuters
Накануне открытия сессии китайского парламента в Пекине опубликованы данные о средствах, выделяемых армии. Они вырастут почти на 15% по сравнению с прошлым годом. Эти деньги, по официальной версии, пойдут в основном на обеспечение потребностей личного состава. Но Пентагон доказывает, что реальные затраты Китая на военные цели намного превосходят цифры, которые публикует правительство.
Военный бюджет Китая вновь возрастет на двузначную цифру в 2009 году. Об этом объявил Ли Чжаосин, в недавнем прошлом министр иностранных дел, а ныне представитель Всекитайского собрания народных представителей (парламента). Выступая накануне открытия его ежегодной сессии, Ли сказал, что выделяемые дополнительные средства пойдут в основном на то, чтобы социальное обеспечение военных не отставало от уровня жизни гражданских лиц. Кроме того, дополнительные расходы нужны для совершенствования информационных технологий, используемых вооруженными силами, а также для выполнения задач, связанных с борьбой против террористов.
Китайские вооруженные силы по численности личного состава – самые большие в мире. Они, по данным агентства AFP, насчитывают 2,3 млн. человек.
На нужды армии будет выделено 480,7 млрд. юаней (70,2 млрд. долл.). То есть, по сравнению с прошлым годом, расходы увеличатся на 62,5 млрд. юаней.
Выступая на пресс-конференции, Ли утверждал: «Скромные военные силы Китая будут применяться исключительно ради защиты суверенитета и территориальной целостности. Они не представляют угрозы ни одному государству».
Хотя рост военного бюджета в нынешнем году несколько меньше прошлогоднего (17,9%), все же он знаменует удвоение оборонных расходов Китая за последние четыре года.
США, Япония и их союзники выражают тревогу по поводу наращивания военной мощи Поднебесной. Они указывают на то, что эта область покрыта завесой секретности. Так, помощник заместителя министра обороны США Дэвид Седни заявил на днях, что укрепление китайских вооруженных сил не соответствует стратегическим целям, которые Пекин провозглашает. Он, например, намеревается построить авианосец, отправил три военных корабля в Аденский залив для борьбы с пиратами. Эти шаги расцениваются на Западе как свидетельство того, что Китай хочет увеличить свое влияние в Индийском океане и в Африке, опираясь на ВМФ.
Еще одна сфера, беспокоящая США, – попытки Китая использовать космос в военных целях. В 2007 году он провел испытание противоспутникового оружия. А вскоре намечено начать строительство космодрома на острове Хайнань в Южно-Китайском море.
Сомнения в подлинности цифр, публикуемых Пекином, высказывает ряд видных экспертов на Западе. Например, директор азиатского департамента Института стратегических исследований в Лондоне Тим Хаксли утверждает, что фактические военные расходы Китая на 70% больше объявляемых правительством. В официальный бюджет не включены издержки на закупку военной техники за рубежом, на научно-исследовательские и конструкторские работы. Пекин также ничего не сообщает о поставках оружия другим государствам и получаемых от этого доходах.
Однако ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Павел Каменнов в беседе с «НГ» говорил, что в США преувеличивают масштабы наращивания сил Народно-освободительной армии Китая. По его мнению, реальные военные расходы Китая лишь на 40% больше тех, что указываются в официальных отчетах.