В Судане прошли демонстрации в поддержку аль-Башира.
Фото Reuters
Вчера Международный уголовный суд (МУС) выдал ордер на арест президента Судана Омара аль-Башира. Это первый случай, когда судьи МУСа санкционировали арест действующего главы государства. Аль-Баширу предъявлены обвинения в совершении преступлений против человечности и военных преступлений в суданской провинции Дарфур, однако из-за отсутствия достаточного числа улик обвинение в геноциде в ордер не включено.
По информации пресс-службы МУСа, президенту Судана предъявлены обвинения в совершении убийств, массовом истреблении и насильственном перемещении людей, пытках и изнасилованиях. Список его военных преступлений включает преднамеренное отдание приказов об атаках против гражданского населения и мародерство. Пресс-секретарь МУСа Лоранс Блерон пояснила, что в ордере на арест аль-Башира нет обвинений в геноциде, поскольку прокурорам не удалось доказать намерения суданского лидера осуществить целенаправленное уничтожение этнических групп, проживающих в Дарфуре. Тем не менее это обвинение может быть включено в ордер позднее, если обнаружатся новые улики.
Напомним, что в июле 2008 года прокурор Луис Морено Окампо обратился в МУС с просьбой выдать ордер на арест президента Судана. Он заявил, что собрал доказательства причастности президента к геноциду, преступлениям против человечности и военным преступлениям, совершенным в Дарфуре. Мятеж в этой западной провинции Судана, населенной преимущественно негроидными племенами, вспыхнул в 2003 году, для его подавления власти использовали армию и арабское ополчение Джанджавид, бойцы которого прославились особой жестокостью по отношению к гражданскому населению. В результате погибли около 300 тыс. человек, а свыше 2 млн. мирных жителей стали беженцами.
В мае 2007 года в связи с событиями в Дарфуре МУС выдал ордеры на арест бывшего министра Ахмада Харуна и одного из командиров отрядов Джанджавид Али Кушайбы. Суданские власти, которые не подписывали Римский статут, легший в основу создания МУСа, тогда проигнорировали решение суда, аналогичным образом они намерены поступить и в нынешней ситуации.
МУС не располагает аппаратом для претворения в жизнь своих решений, а мандат миротворцев ООН не предполагает арест ими аль-Башира. Однако президент Судана может быть арестован в любой из 60 стран, которые ратифицировали Римский статут.
Между тем, по мнению наблюдателей, решение МУСа может спровоцировать в Судане вспышку насилия в отношении военного и гражданского персонала ООН, численностью около 25 тыс. человек. Заместитель генсека ООН по операциям по поддержанию мира Ален Леруа заявил накануне, что миротворцы продолжат осуществление своего мандата по защите гражданского населения, и ООН заранее подготовила планы на случай чрезвычайной ситуации.
Рассмотрение МУСом судьбы ордера на арест суданского лидера вызвало трения в Совете Безопасности ООН. Постоянный представитель Ливии при ООН Ибрагим Даббаши, являющийся сейчас председателем Совета Безопасности, призвал прислушаться к призывам региональных организаций – Африканского союза и Лиги арабских государств, которые предупредили, что уголовное преследование аль-Башира может подорвать мирный процесс в Дарфуре и нарушить относительную стабильность на юге Судана. Даббаши заявил, что Совет Безопасности должен использовать механизм, оговоренный в статье 16 Римского статута, которая предусматривает возможность отсрочки на 12 месяцев расследования или уголовного преследования в случае принятия соответствующей резолюции СБ ООН.
Однако, как стало известно Reuters, Совбез не планирует проводить специальное заседание по данному вопросу, а даже если бы оно состоялось, то проект резолюции не набрал бы нужного числа голосов. Кроме того, среди постоянных членов совета нет единого мнения: в отличие от России и Китая, которые склонны прислушиваться к мнению региональных организаций, США, Великобритания и Франция не видят причин откладывать уголовное преследование аль-Башира.
Михаил Маргелов, спецпредставитель президента РФ по Судану, председатель комитета по международным делам Совета Федерации, подтвердил в интервью «НГ», что уголовное преследование президента аль-Башира может повредить мирному процессу в Дарфуре. «Если подписанное недавно в Катаре перемирие между правительством Судана и повстанцами «Движения за справедливость и равенство» считать шагом на пути всеобъемлющего урегулирования, то ООН следовало бы отложить на год решение Международного уголовного суда об аресте президента этой страны», – заявил Маргелов. По его словам, без участия аль-Башира это урегулирование существенно осложнится, а противоборство группировок ожесточится. «Нет сомнений, что у международного суда есть основания для обвинений аль-Башира в преступлениях против человечности. И если суд докажет эти преступления, то президент Судана должен за них ответить. Но точно такие же преступления совершают и повстанцы – пытки мирного населения, насилие над женщинами, похищение людей, грабежи городов и деревень», – подчеркнул спецпредставитель президента.
«Думаю, разнобой мнений в ООН по поводу выдачи ордера на арест президента Судана кроме опасений за ход мирного урегулирования вызван, если угодно, и несколько выборочным применением международного права к участникам конфликта», – добавил собеседник «НГ».