Американцам придется смириться с тем, что потери в Афганистане будут расти.
Фото Reuters
Объявив окончательную дату вывода американских войск из Ирака, Обама приказал Пентагону сконцентрироваться на афгано-пакистанской проблеме. После окончания переговоров с посланцами Афганистана и Пакистана Вашингтон решил рассматривать боевые действия в обеих странах как единое целое. Отправка в Афганистан дополнительно 17 тыс. солдат США – часть этой стратегии. В то же время Вашингтон требует от союзников по НАТО активнее участвовать в войне.
Американцы в основном с одобрением прореагировали на объявленное президентом Бараком Обамой решение о выводе войск из Ирака. Считается, что таким образом хозяин Белого дома провозгласил «начало конца» непопулярной войны в Ираке. Он обещал, что большая часть американского контингента, ныне насчитывающего 142 тыс. солдат, покинет Ирак к августу следующего года. А оставшиеся 35–50 тыс. будут обучать иракских солдат, уничтожать ячейки террористов и защищать американский персонал, остающийся в стране. Но и эти части покинут Ирак к концу 2011 года.
Тем не менее даже у видных деятелей Демократической партии возникли сомнения: так ли уж необходимо держать большое количество американской живой силы в Ираке весь 2011 год? Этот вопрос адресовала администрации не кто иная, как спикер Палаты представителей Нэнси Пелоси. В таком же духе выступил лидер фракции демократов в Сенате Гарри Рейд. Отвечать критикам пришлось министру обороны Роберту Гейтсу, единственному члену команды Джорджа Буша, который вошел в кабинет Обамы.
Гейтс сказал, что решение оставить часть войск принято с учетом позиции Объединенного комитета начальников штабов, то есть военной верхушки. По словам Гейтса, присутствие американских солдат поможет снизить риск возобновления широкомасштабных боевых действий.
Как подчеркивает New York Times, возвращение иракских ветеранов домой ничем не будет напоминать сцены всеобщего ликования на площади Таймс-сквер в Нью-Йорке, какие имели место в 1945 году после окончания Второй мировой войны. Во-первых, потому, что иракскую кампанию нельзя считать победоносной. А во-вторых, из-за того, что американцам предстоит вести долгую и изнурительную войну в Афганистане.
Самым видимым подтверждением тому служит решение Обамы направить в Афганистан 17 тыс. в дополнение к 38 тыс., которые находятся в этой стране. Причем американцам придется смириться с тем, что потери среди их военнослужащих будут расти. Ведь силы «Талибана» и «Аль-Каиды», которые США, как казалось, легко разгромили в 2001 году, сумели перегруппироваться и развернули против войск НАТО и его афганских союзников боевые действия партизанского характера. В результате за первые два месяца 2009 года потери американцев выросли в три раза.
Вашингтон тем не менее рассчитывает добиться перелома благодаря тому, что военные, политические шаги, а также меры гуманитарного и экономического характера в Афганистане и Пакистане будут приниматься в «одном пакете». То есть администрация Обамы разработала региональную стратегию борьбы с терроризмом. Она предусматривает проведение регулярных консультаций в формате «тройки» – между США, Афганистаном и Пакистаном. Первый раунд таких консультаций госсекретаря США с министрами иностранных дел Афганистана и Пакистана только что состоялся в Вашингтоне.
Глава пакистанского внешнеполитического ведомства Шах Мехмуд Куреши поспешил с поддержкой этого подхода. По его мнению, нынешняя администрация в отличие от администрации Джорджа Буша «желает слушать» афганцев и пакистанцев.
Фон для координации действий между Афганистаном и Пакистаном улучшился после того, как в Пакистане пришло к власти гражданское правительство. Однако противоречия и взаимные подозрения, осложнявшие отношения между союзниками прежде, не исчезли. В Кабуле и Вашингтоне по-прежнему подозревают пакистанскую военную разведку в тайном пособничестве «Талибану». А в Исламабаде возмущаются бомбардировками с американских беспилотников, в результате которых гибнут не только боевики «Аль-Каиды», но и мирные жители. К тому же положение пакистанского президента Асифа Али Зардари стало более шатким после того, как против него развернул кампанию неповиновения бывший премьер Наваз Шариф.
Распутывать этот тугой узел взаимных претензий предстоит Ричарду Холбруку, назначенному спецпредставителем президента США в Афганистане и Пакистане.