Герхард Шрёдер был принят в Тегеране президентом ИРИ Махмудом Ахмадинежадом.
Фото Reuters
Экс-канцлер Германии Герхард Шрёдер, деятельность которого в последние годы непосредственно связана со строительством газовой магистрали «Северный поток», неожиданно отправился в южные края, совершив четырехдневный визит в Иран. Планы своей поездки Шрёдер согласовал с руководством ФРГ.
Бундесканцлерин Ангела Меркель была информирована об этой поездке заранее, но, как заявил представитель правительства Томас Штег, ни с какими поручениями официального Берлина она не связана. Сам политик тоже назвал свое появление в Иране сугубо частным, по приглашению хорошо знакомого иранского нейрохирурга, работающего там же, где живет Шрёдер, – в Ганновере.
Однако один лишь объявленный список (разумеется, заранее согласованный) контактов Шрёдера в иранской столице придает визиту преимущественно политическое звучание. Тем более что экс-канцлер был первым крупным деятелем Запада, появившимся в Иране в то время, когда администрация Барака Обамы размышляет о возможности выхода на прямой разговор с иранским руководством.
В Тегеране перед «туристом» Шрёдером оказались открыты двери всех кабинетов политической элиты. Он был приглашен в официальную резиденцию на встречу с президентом Махмудом Ахмадинежадом. Состоялась также беседа со спикером парламента Али Лариджани. Министр иностранных дел Манучехр Моттаки устроил в честь гостя ужин. Экс-канцлер посетил и бывшего президента Мохаммеда Хатами, который будет соперничать с Ахмадинежадом на президентских выборах в июне текущего года.
Выступая в Торгово-промышленной палате Ирана, Герхард Шрёдер напомнил, что «Холокост – это исторический факт и не имеет смысла отрицать это невероятное преступление». Это было открытое выражение несогласия с известными заявлениями Ахмадинежада. Но встрече с ним это не помешало. Пресс-конференции не было, содержание беседы стороны не раскрывают. Но, находясь в Тегеране, экс-канцлер неоднократно высказывался в том смысле, что после 30 лет изоляции следует принять предложение администрации Обамы о начале диалога в интересах новых отношений Ирана с Западом. По словам Шрёдера, Иран может сыграть позитивную роль как в стабилизации положения в Афганистане, так и решении проблем Ирака и всего Ближнего Востока.
В этой связи, отмечают немецкие наблюдатели, тегеранская пресса посчитала Шрёдера «посланцем» нового президента США Барака Обамы. Или по меньшей мере деятелем, прибывшим с поручением от Ангелы Меркель. Все усилия экс-канцлера с целью опровергнуть это предположение порождали еще больше спекуляций насчет тайной миссии германского политика. Иранская сторона представила визит как сигнал к улучшению отношений с Германией и Западом в целом. Шрёдер же, сообщает агентство DPA, лишь обмолвился в конце своей поездки, что хотя он и заметил в Тегеране готовность к новым отношениям, «но не в той степени, как хотелось бы».