Правительством ФРГ принят законопроект, открывающий возможность национализации банков и экспроприации долей его акционеров. Вчера он внесен на утверждение в бундестаг. Подобное предпринимается впервые за все 60 лет существования ФРГ, благополучие которой всегда опиралось на принципы свободной и социальной рыночной экономики.
Поводом для чрезвычайных мер послужило стало фактическое банкротство одного из крупнейших финансовых институтов страны– инвестиционного банка Hypo Real Estate (HRE). Его лихорадит уже несколько месяцев. К настоящему времени банк набрал разного рода поручительств на 102 млрд. евро (87 млрд. из которых составляют государственные гарантии). Тем не менее ему требуются все новые финансовые инъекции.
Капитализация HRE всего год назад приближалась к 400 млрд. евро, а сейчас его биржевая стоимость в той же валюте не превышает 300 млн. Холдинг объединяет под своей крышей ряд банков, финансирует различную недвижимость, а также госпроекты вроде строительства автомобильных и железных дорог. Банкротство учреждения нанесло бы серьезный ущерб экономике. Правительство намерено предотвратить такой финал, а заодно не потерять огромные деньги, уже выделенные HRE в виде госгарантий.
Готовящийся документ, который приблизительно переводится как «Закон спасительного взятия на поруки», обставлен множеством оговорок. Формально они отдают предпочтение не национализации, а другим мерам спасения банка и обеспечения над ним государственного контроля. Правительство пока намерено взять под контроль 95% долей HRE с помощью рекапитализации, без его перевода в госсобственность.
Однако если проект пройдет, правительство впервые получит среди прочего и возможность огосударствления по закону. Бундесканцлерин Ангела Меркель считает законопроект безальтернативным, а прямой перевод в госсобственность назвала «ultima ratio» - т.е. последним доводом. Экономические круги и пресса трактуют предложения шире. Они видят в нем установку на экспроприацию «подбитых» банков. Кроме того, предлагаемые меры не исключают отчуждения собственности банкиров «за соответствующее возмещение», пересмотр некоторых положений акционерного права.
Ангела Меркель и министр финансов Пеер Штайнбрюк заверяют, что речь идет единственно о HRE, других банков это не касается. Принципы рыночной экономики остаются незыблемыми. Но это не убавляет испуга экономических кругов, не забывших о былой госэкономике ГДР.
Глава Союза германской промышленности Ханс-Петер Кайтель сказал: «Мы говорим «нет» возможному лишению акционеров собственности по закону». Один из руководителей Торгово-промышленной палаты ФРГ Мартин Ванслебен считает огосудаствление «попранием табу». По словам председателя Экономического совета ХДС Курта Лаука, «экспроприация была бы изменой профилю ХДС». В свою очередь лидер партии либералов Гвидо Вестервелле заявил, что «экспроприация - это социализм».
Несомненно однако, что Ангела Меркель получила предварительное согласие правления своей партии ХДС на возможные «крайние меры», согласованные в кабинете с социал-демократическими партнерами. Как сказала бундесканцлерин, кризис вынуждает власть идти на «необычные меры».
На прошлой неделе бундестаг одобрил «конъюнктурный пакет» общей стоимостью в 50 млрд. евро. В нем предусмотрены деньги на некоторое снижение налогов, инфраструктурные меры, субсидирование покупки гражданами новых немецких автомобилей (вместо «ржавой рухляди») и даже по 100 евро единовременно каждому немецкому ребенку.
Но в очередь за господдержкой становятся все новые банки. Один из последних – фирменный банк «Фольксвагена», получивший 2 млрд. евро для кредитования своих клиентов. Грозно нависает кризис над автозаводами «Опель», на которых занято около 30 тыс. человек. Фирма принадлежит американскому «Дженерал моторс». Однако в Германии не знают, имеют ли американские субсидии этому автогиганту в виду и спасение его немецких производств. На этом фоне в Берлине уже обсуждают возможность различных форм участия федерации и земель в предотвращении банкротства «Опеля».