Участники церемонии на Сахалине (слева направо): министр экономики Нидерландов Мария ван дер Хувен, президент РФ Дмитрий Медведев, герцог Йоркский принц Эндрю и премьер-министр Японии Таро Асо.
Фото Reuters
Президент России Дмитрий Медведев и премьер-министр Японии Таро Асо вчера в Южно-Сахалинске высказались за решение проблемы Южных Курил «оригинальным, необычным путем, опирающимся на новые подходы». Между тем сама встреча двух лидеров на церемонии открытия первого в России завода по сжижению природного газа на совместном нефтегазовом проекте «Сахалин-2» показала, что обе страны успешно развивают экономические связи, несмотря на нерешенность территориального спора.
Российско-японский мини-саммит состоялся в рамках мероприятий по официальному пуску завода, который будет ежегодно производить около 10 млн. т сжиженного газа – до 5% мировых поставок. Завод построен в рамках проекта «Сахалин-2» международным консорциумом «Сахалин Энерджи». Его акционерами являются «Газпром», англо-голландская компания Royal Dutch Shell, японские Mitsui и Mitsubishi.
Помимо Дмитрия Медведева и Таро Асо в церемонии участвовали герцог Йоркский принц Эндрю и министр экономики Нидерландов Мария ван дер Хувен.
Россия расширяет свои возможности по поставкам газа, соответственно укрепляются ее позиции надежного энергопоставщика, заявил на церемонии президент РФ. Сжиженный природный газ с «Сахалина-2» составит 7,2% годового импорта СПГ Японии, сообщил Таро Асо. «Проект символизирует интеграцию России, в частности Дальнего Востока и Восточной Сибири, в Азиатско-Тихоокеанский регион, – отметил японский премьер. – Россия стала конструктивным партнером стран АТР, и Япония приветствует такую Россию и готова и впредь развивать сотрудничество, несмотря на трудную ситуацию в мировой экономике».
В ходе встречи, состоявшейся перед церемонией пуска завода, Медведев и Асо обсудили состояние российско-японских отношений. Российский президент отметил, что политические контакты РФ и Японии набрали интенсивный темп и развиваются на разных уровнях. По его словам, сторонам следует также «думать о дальнейшем расширении торгово-экономических отношений, с вниманием относиться к инвестиционным проектам».
Как стало известно, Медведев и Асо не прошли мимо вопроса о заключении мирного договора между Россией и Японией и связанной с ним проблемы принадлежности Южных Курил. Сразу после этого разговора Асо сказал в беседе с журналистами, что вопрос о принадлежности Южных Курил является «проблемой, которая довлеет над всем комплексом двусторонних отношений». Она требует, по его словам, политического решения.
В изложении японского агентства Kyodo, имевшего доступ к членам своей делегации, участники саммита «договорились решать территориальную проблему оригинальным, необычным путем, опирающимся на новые подходы». И даже согласились «ускорить работу в рамках переговорного процесса на такой основе».
Похоже, приведенная выше формулировка о поисках оригинального и необычного решения еще неоднократно прозвучит в нынешнем году, так как на протяжении года они увидятся неоднократно, вслед за Сахалином будет заседание финансовой «двадцатки» в начале апреля в Лондоне, а затем саммит «большой восьмерке» в Италии.
Находившийся вчера в Москве бывший премьер-министр Японии Дзюнъитиро Коидзуми не смог прокомментировать согласованную сторонами формулировку о необходимости решения проблемы, так как еще не ознакомился с отчетами о встрече. Вместе с тем, отвечая на вопрос «НГ», он сказал, что «территориальный вопрос – единственный, по которому не достигнуто продвижение» в сравнительно быстро развивающихся в целом отношениях между двумя странами. По его словам, обсуждение этой темы обычно сводится к тому, что Москва предлагает японцам два острова, а Токио требует все четыре. И ни одна сторона не отходит от своей позиции.
Сам Коидзуми, прибывший в Россию в составе делегации японского Центра исследований международной государственной политики, с интересом отнесся к идее, высказанной на одной из встреч депутатом Госдумы, бывшим губернатором Красноярского края Валерием Зубовым. Законодатель назвал непродуктивными попытки «горизонтального» решения территориальной проблемы, когда идет спор о том, сколько островов уступит Россия Японии – два или четыре. И высказался в пользу некоего «вертикального» решения. По словам Коидзуми, Зубов пока не разъяснил суть предлагаемого им «вертикального» подхода и ее еще предстоит выяснить, но сама идея поиска нетрадиционного подхода заслуживает внимания.
Коидзуми, считающийся самым популярным японским политиком, не намерен в свете трудностей нынешнего правительства вновь вернуться к власти. По словам политика, он не только не намерен добиваться поста премьера, но и вообще не будет выдвигать свою кандидатуру на очередных выборах в парламент.