Пока неизвестно, с кем ведет переговоры Авигдор Либерман.
Фото Reuters
Выборы в Кнессет 18-го созыва завершились, однако никто не возьмется предсказать, какое правительство будет приведено к присяге через несколько недель. Две партии – «Кадима» и «Ликуд» - набрали примерно одинаковое число мандатов (28 и 27), и подсчет голосов завершится поздним вечером в четверг.
Несмотря на весьма туманные контуры будущей коалиции, очевидно, что судьба будущего правительства находится в руках выходца из бывшего СССР Авигдора Либермана. Его партия «Наш дом – Израиль» (НДИ), набравшая 15 мандатов, станет ключевым партнером в любой будущей коалиции, и Либерман определил свои приоритеты в победной речи. «Мы поставим в качестве первого условия устранение режима ХАМАС. Никакого перемирия, никаких соглашений с ХАМАС, террор должен быть уничтожен», – заявил он. Эти условия делают НДИ практически неприемлемым партнером для партии «Кадима», выступающей за продвижение переговорного процесса. Однако сами лидеры НДИ не исключают полностью никаких возможностей. «Мы, разумеется, предпочитаем правительство правого лагеря, однако готовы вести переговоры со всеми фракциями», – заявил в беседе с корреспондентом «НГ» глава фракции НДИ Роберт Илатов.
«Ликуд» также находится в непростой ситуации. «Мы сначала составим правительство с нашими естественными партнерами по Национальному лагерю, а затем обратимся к остальным сионистским партиям», – заявляет ее лидер Биньямин Нетаньяху. Однако среди партий Национального лагеря раскол значительно превышает общий знаменатель. Так, НДИ намерен добиваться проведения ряда реформ в интересах новых репатриантов из бывшего СССР, в частности допущения гражданских браков. В свою очередь, партия сефардских ортодоксов ШАС категорически против этого.
В условиях политического хаоса нынешних выборов повышается роль президента Израиля, фигуры обычно символической. Шимон Перес встретится с главами всех фракций, чтобы узнать их мнение о том, на кого возложить задачу формирования будущего правительства. Очевидно, что в итоге предложение будет сделано тому, у кого больше шансов его осуществить.
Состоявшиеся выборы заморозили на неопределенный срок переговорный процесс как на палестинском, так и на сирийском треках. По мнению наблюдателей, перспектива этого процесса целиком зависит от того, какая коалиция возникнет в Израиле и кто ее возглавит. Напомним, что в период предвыборной кампании Биньямин Нетаньяху неоднократно заявлял, что «на данном этапе нет партнера для переговоров о мирном урегулировании».
Авигдор Либерман также выступает за ужесточение международной политики. «Те, кто захочет нас видеть в своем правительстве, не смогут проводить ту же линию, что раньше. Пришло время изменить линию поведения», – заявил он после выборов. Либерман требует перемен и в отношении переговоров с Сирией. «Дамаск заинтересован в мире не меньше, а больше Израиля, поэтому у нас есть возможность навязывать условия соглашения», – утверждал перед выборами лидер НДИ. По его словам, «принцип уступок территории в обмен на мир закончился и должен быть исключен из политического лексикона».
Правительство будет создано не раньше, чем через полтора месяца. Все это время у власти останется Эхуд Ольмерт. Он может принимать важные решения, в том числе совершить сделку с ХАМАС об обмене пленными. Как стало известно, в день выборов источники в ХАМАС утверждали, что победа Ливни приближает возможность подобной сделки, а приход к власти Нетаньяху усложнит перспективы подобного шага.
В Палестинской автономии опасаются, разумеется, негативного влияния на перспективы переговоров прихода к власти в Израиле правых. Вместе с тем стоит напомнить, что после убедительной победы Ариэля Шарона и партии «Ликуд» на выборах 2003 года именно эта партия пошла на односторонний уход из сектора Газа, включая снос поселений. «В Израиле только правые могут разрушать поселения и только левые воевать с арабами», – сказал по этому поводу один из депутатов Кнессета от «Ликуда» в беседе с корреспондентом «НГ».
Иерусалим