Итальянка Элуана Энгларо, находившаяся в коме 17 лет, скончалась в понедельник вечером в клинике города Удине. Тот факт, что причиной смерти стала эвтаназия, спровоцировал в стране конституционный кризис.
Элуана Энгларо в возрасте 20 лет в 1992 году впала в необратимую кому в результате автомобильной аварии. Она скончалась в понедельник вечером в клинике города Удине после отключения аппарата искусственного питания. Последнюю точку в полемике по поводу этого решения поставил Кассационный суд, отклонивший апелляционную жалобу прокуратуры Милана, которая назвала недопустимым отключение аппаратов.
«Это подтверждение того, что мы живем в правовом государстве» – так прокомментировал решение суда отец Элуаны, Беппино, 10 лет боровшийся за право дочери достойно умереть. В отсутствие закона, регулирующего эвтаназию, высшая судебная инстанция Италии фактически взяла на себя решение вопроса жизни и смерти. Однако эта печальная история выходит далеко за рамки частного случая, обнажая институциональные конфликты в системе административно-политического управления страной.
После решения Кассационного суда премьер-министр Сильвио Берлускони при поддержке Ватикана предпринял попытку остановить эвтаназию, предложив парламенту принять проект указа, имеющего силу закона и вступающего в силу немедленно. Он давал право главе правительства приостанавливать эвтаназию. Однако подпись под указом является прерогативой президента Итальянской Республики, а он отказался это сделать. Ведь полноценный закон об эвтаназии уже находится в стадии разработки.
Берлускони пригрозил, что готов «обратиться к народу». В попытке Берлускони присвоить себе дополнительные полномочия за счет прерогатив президента некоторые аналитики усматривают его стремление установить личную диктатуру и лишить права контроля над деятельностью правительства единственную независимую надпартийную инстанцию – институт президента.
Сильвио Берлускони известен как импульсивный политик, способный принимать непредсказуемые решения. Вполне возможно, что, подталкивая конституционную реформу «снизу», он делает ставку на переход к полноправной парламентской республике с сильным премьер-министром. В этом случае премьеру будут на руку и возможные досрочные парламентские выборы, по результатам которых он может укрепить и консолидировать парламентское большинство. Косвенным подтверждением этой версии является недавнее высказывание супруги Берлускони Вероники Ларио на страницах ведущей итальянской газеты la Repubblica. Она пообещала, что Берлускони «будет править 10 лет».
Оппозиция обвинила Берлускони в том, что он использует человеческую трагедию в политических целях и для удовлетворения своих личных амбиций. Показательно, что в то время как практически все итальянские каналы, включая коммерческие телеканалы Руперта Мердока, прервали программы для экстренного выпуска в эфир передач о трагедии Элуаны Энгларо, ведущий 5-й канал медиахолдинга Берлускони гнал в прямом эфире другую «трагедию» – изгнание одного из конкурентов из дома «Большого брата». Оно и понятно: за эфирный прайм-тайм рекламодатели сполна заплатили авансом.
Рим